?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Толково о образовании

Собрано Ивановым-Петровым из комментариев.
Комментариев несколько, но они все об одном. Очень, на мой взгляд, разумно. Разве что капсов многовато.

Андрей Быструшкин:
Конечно нужно отказаться от советской системы наукообразной школы, нужно усиливать социализацию за счёт разгрузки программ от излишних знаний и лишней наукообразности ОДНОВРЕМЕННО давая возможность БЕСПЛАТНОГО дополнительного факультативного образования для талантливых детей и ОДНОВРЕМЕННО ужесточить требования к высшему образованию, лишив государственной аккредитации многочисленные коммерческие фуфловые конторки "рога и копыта" по продаже дипломов в рассрочку кому попало. Перенести СОЦИАЛИЗАЦИЮ из вузов в школы, а Знайкам дать возможность бесплатно попасть в оставшиеся вузы.

ivanov_petrov
Вы понимаете, что это программа сословного образования? Получатся очень широкие слои населения, наследственно лишенные доступа к нормальному образованию, и слои элиты, поставляющие миру "настоящих" ученых и управленцев. В определенном смысле это британская система - университет поставляет стране тех, кто будет управлять туземцами

Андрей Быструшкин:
Я понимаю Ваши опасения насчёт Британской системы, но предлагаю совсем иное.
[описание Британской системы]
В России задача образования до сих пор никак не сформулирована, поэтому на структуру, оставшуюся от СССР, пытаются приладить рюшечки и бантики, загрузить БЖД, православием, регионоведением, ещё чем-то и закрывать глаза на то, что структура уже догнивает и деформируется, не отвечает современным потребностям нашего расколотого на красных, белых, коричневых и черномазых общества. Ученики не могут взять всё то, что эта школа им даёт, и не получают много из того, что эта школа не способна им дать.

Я предлагаю полное среднее бесплатное всеобщее, но необязательное школьное оразование для всех. Программу его разгрузить от излишнего наукообразия и особенно от безумных повторений пройденного материала, этих нескончаемых однотипных задачек и примеров. Разгрузить от высшей математики, стереохимии, систематики грибов и водорослей. Облегчить зарубежную историю, экономическую географию, ядерную физику, черчение и т.п. Убрать к чертям схемы производства серной кислоты, крекинга нефти и подобные узкоотраслевые темы. Добавить социализации в виде основ правовой культуры, усилить русский язык, обязательно коренным образом пересмотреть программу по иностранным языкам с перевода технических текстов на разговорные навыки. Возродить этику и психологию семейной жизни. И кроме того, сделать бесплатный общедоступный факультатив с углублённым изучением по всем предметам для любого желающего школьника. Именно по желанию в старших классах в формате профильного обучения. Обязательно разгрузить начальную школу - первые 3 класса только русский, чтение, арифметика, искусства и физкультура-физкультура-физкультура.

Андрей Быструшкин:
Проблема отечественной системы школьного образования та же, что и в армии, медицине, науке и других областях нашей жизни. Проблема в принципиально различных взглядах на будущее страны в разных частях общества. Обычно в таких условиях происходит гражданская война или выстраивается система апартеида (раздельное проживание). Российское общество оказалось на редкость толерантно и кроме Кавказа ответило лишь тихим вымиранием. Мы как лебедь, рак и щука.

Олигархи строят дикий капитализм, для них идеал - нищий милитаризованный сырьевой придаток мировой экономики (30-40 млн населения, выкачка сырья и никаких финтифлюшек, ни образования, ни науки, ни бесплатного здравоохранения). В представлении этих людей школьное образование должно быть ДЕШЁВЫМ, а лучше вообще всё приватизировать и уничтожить. Потому что нужных им образованных людей они выпишут из-за границы, а социализация лишнего населения ни к чему, пусть уж лучше вымрут побыстрее.

Средний и мелкий бизнес хочет либерального капитализма, для них важен внутренний рынок, демократия, низкие налоги, сохранение населения за счёт мигрантов хотя бы на нынешнем уровне, чтобы было кому втюхивать свои товары. Разумеется, им нужна контрактная армия, дифференцированное здравоохранение и образование, где наряду с элитными заведениями для себя, были бы дешёвые для их рабсилы. Именно эти люди ратуют за СОЦИАЛИЗАЦИЮ в школах, т.к. их собственность и их бизнес здесь и им важно, чтобы люмпены не мешили им жить. Финтифлюшки их также не интересуют.

Остальное население, работающее за зарплату, сельский и городской пролетариат вместе с интеллигенцией жаждут социального государства типа СССР. Им важна сильная государственная власть, рабочие места, бесплатные социальные институты - образование, медицина, сильный госсектор в экономике, большие налоги и большой бюджет. Они за бесплатную школу как социальный трамплин вуз - хорошая работа - выбиться из нищеты в люди.

Наконец сами работники школ (как и военные офицеры и научные работники) за максимальную загрузку, максимальный обязательный госзаказ, как при СССР, за то чтобы вообще ничего не менять, а вернуться на 20 лет назад. Их идеальная школа - 12 лет по 6 дней в неделю по 6 уроков в день + домашние задания. Не беда, что большинство школьников никак не социализируются совсем, не способны освоить школьную программу. Лишь бы побольше часов выжать, побольше наукообразия и зубрить-зубрить-зубрить. По советски каждому нарисовать оценку вне зависимости освоил ребёнок что-то или лоботрясничал.

В СССР такой подход оправдывали тем, что нужно дёшево вырастить пусть немногих, но элитных Знаек для немногих вузов и далее военной промышленности. Остальные в социальном обществе и без какой-либо целенаправленной социализации не пропадут, пойдут в ПТУ на государственное обеспечение и дальше на заводы и в колхозы.

СССР больше нет и проблема СОЦИАЛИЗАЦИИ остра как никогда. Вузы уже не элиту принимают, а всех кого попало и фактически задачи социализации вместо школы берут на себя. ПТУ не актуальны т.к. промышленность и сельское хозяйство почти мертвы. Накачка школьной программы ЗНАНИЯМИ школьникам уже не нужна, государству не нужна, бизнесу тоже не нужна. Чтобы пылесосами торговать высшая математика не надобна, достаточно СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙ школы и может быть хилого бакалавриата.

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
happy_ruta
May. 11th, 2010 05:22 pm (UTC)
Спасибо за подборку!
Есть очень толковые мысли.
ugputu
May. 11th, 2010 05:28 pm (UTC)
Спасибо за поддержку.
... и еще можно написать самому Иванову-Петрову, у которого я это молча потырил...
ezdivala
May. 11th, 2010 06:53 pm (UTC)
Пятый абзац сверху - это на редкость дикий бред. Идеальная программа дебилизации.

"
Программу его разгрузить от излишнего наукообразия и особенно от безумных повторений пройденного материала, этих нескончаемых однотипных задачек и примеров. Разгрузить от высшей математики, стереохимии, систематики грибов и водорослей. Облегчить зарубежную историю, экономическую географию, ядерную физику, черчение и т.п. Убрать к чертям схемы производства серной кислоты, крекинга нефти и подобные узкоотраслевые темы. Добавить социализации в виде основ правовой культуры, усилить русский язык, обязательно коренным образом пересмотреть программу по иностранным языкам с перевода технических текстов на разговорные навыки. Возродить этику и психологию семейной жизни. И кроме того, сделать бесплатный общедоступный факультатив с углублённым изучением по всем предметам для любого желающего школьника. Именно по желанию в старших классах в формате профильного обучения. Обязательно разгрузить начальную школу - первые 3 класса только русский, чтение, арифметика, искусства и физкультура-физкультура-физкультура.
"


Физкультура-физкультура-физкультура. Очень похоже на канадскую систему образования.
Большинство моих студентов (а это великовозрастные инженеры) не знают, что такое шестнадцатиричная система исчисления и отчего обычно затухает электромагнитный сигнал. Самые продвинутые знают слово синусоида. Таких, правда, единицы и я у них боюсь спрашивать, знают ли они что такое синус.
Зато в хоккей, небось, все играют замечательно.

ugputu
May. 11th, 2010 07:04 pm (UTC)
Таких надо выгонять в институте на сессиях.

Кста, в советской школе тоже не учат ни от чего затухает эм-сигнал, ни шестнадцатеричную систему счисления. Разве что на "бесплатном общедоступном факультативе с углублённым изучением".
ezdivala
May. 11th, 2010 07:13 pm (UTC)
Таких бесполезно уже выгонять. Они с детства не приучены к процессу получения знаний.
Лично я считаю, что их нужно публично пороть розгами. Хотя они лично ни в чем не виноваты. Виноват мой личный враг реформатор Дьюи, который и создал эту паршивую систему, где никто не умеет учиться, не ценит свои знания и не уважают пути, по которым эти знания достаются другим.
Да, в советской школе не учат отчего затухает сигнал (сейчас, кстати, слава Богу, учат), зато там учат, что такое экспонента, попробуй прочухай про сигнал без этого. Кому мешает классификация грибов, если она с детства позволит привить кому-то любовь к биологии и он оппа найдёт нам всем лекарство от рака.
Рушить что-то хорошее всегда проще, чем это хорошее создавать. Очнуться можно, правда, потом когда инженеры перестанут помнить что такое дискриминант и как делить столбиком.
Этика и психология семейной жизни, блин. Умные все какие.
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akm_ca - May. 11th, 2010 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akm_ca - May. 11th, 2010 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nsg21 - May. 11th, 2010 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 12th, 2010 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - nsg21 - May. 12th, 2010 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 13th, 2010 12:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - nsg21 - May. 13th, 2010 02:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 13th, 2010 03:01 am (UTC) - Expand
akm_ca
May. 11th, 2010 07:29 pm (UTC)
Не уверен, что нынешние российские почти инженеры на пятом курсе знают, что такое шестнадцатиричная система исчисления и отчего обычно затухает электромагнитный сигнал.
Знакомый работает в российском вузе. Жалуется, что студенты вообще ничего не учат. Стереотип - "заплачу преподу и он мне оценку нарисует"

А вот канадские айтишники, с кем работаю - вполне себе на уровне ребята. Да, у них есть перекос - узость знаний. Но не уверен, что узкие, но глубокие знания хуже, чем знание всего, но по чуть-чуть.

И это - ты ж не училась тут в универе. А я тут уже который год "учусь". Вначале дочке помогал, теперь вот жене. Блин, да такие курсовые работы, как тут пишут - российским студентам ни в жизнь не написать.
ezdivala
May. 11th, 2010 07:41 pm (UTC)
Я сужу по результату.
В России меня окружали инженеры, которые в уме перемножают шестнадцатиричные числа. А тут никто не смог оценить мою шутку про "возьмём калькуляторы и переведем в шестнадцатиричную систему число 4". Померли бы с голоду в России, вон из профессии.
У нас очень высокие стандарты приёма на работу. с января открыто 35 инженерских позиции. Одни иммигранты более или менее на уровне приходят. Только одного местного взяли. Звать его Джеффри Щукин. И вообще у нас в офисе только двое местных. В основном отличные индусы сейчас.

Не суть. Лично я считаю, что разница невелика узкие и глубокие, или широкие. Иногда и широкие нужны. Я считаю, что база даётся в детстве в школах. Иначе нафиг они такие не нужны. Можно и в тридцать выучить карту созвездий, но спутник в космос после такого не запустишь.
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akm_ca - May. 11th, 2010 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akm_ca - May. 11th, 2010 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akm_ca - May. 11th, 2010 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - akm_ca - May. 11th, 2010 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 11th, 2010 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 09:02 pm (UTC) - Expand
snake_d_ha
May. 11th, 2010 09:35 pm (UTC)
Как я понимаю, он по-дурацки сформулировал идею, которая состоит в том, что не надо учить всех всему, подробно и обязательно.

Социализация и физкультура, базовые знания по основным предметам.

Остальное - факультативно, к чему у ребенка лежит душа. И прирожденных художников не будут терзать органической химией, а талантливые юные физики не будут зубрить страницы исторических дат.
(no subject) - ezdivala - May. 11th, 2010 09:48 pm (UTC) - Expand
если я правильно понимаю - ugputu - May. 11th, 2010 10:18 pm (UTC) - Expand
snake_d_ha
May. 11th, 2010 09:32 pm (UTC)
Вопрос ставит правильно, но в качестве образца предлагает какую-то кашу. Структуры нет.
ugputu
May. 11th, 2010 10:43 pm (UTC)
Он предлагает чуть испорченную канадскую школу ;)
В смысле - промежуточный вариант между советской и канадской, инфраструктура советская, а структура занятий почти канадская. Разве что гулять тут и в старших классах не отпускают, но вместо высшей математики можно выбрать готовку, слесарничание или театральное мастерство.
Естественно, как и во многих недоделках выглядывает некоторая некузявость и неопределенность. Потом утрасется.

Кста, я тебе писал какой клёвый предмет тут есть в школе ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ? Предмет для предпоследнего класса, называется что-то вроде CALM. Балбесов учат выходить во взрослую жизнь, но не ОБЖ всякое, а личные финансы-трудоустройство-варианты где учиться и вообще жизнеустройство. Внятнее не могу - не было времени все рассмотреть подробно, но что увидел весьма понравилось. Наш теперь знает сколько ему будет оставаться, если снимать с товрищем квартиру напополам, зарабатывая столько-то в год, час и месяц...
(no subject) - snake_d_ha - May. 12th, 2010 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 12th, 2010 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snake_d_ha - May. 12th, 2010 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 12th, 2010 02:39 pm (UTC) - Expand
yuka13
May. 12th, 2010 05:39 am (UTC)
ох, спорно, очень спорно... и дискуссия очень жаркая!
Во-первых, советской системы образования больше нет (во всяком случае в Украине) и точка. То что получилось вместо даже слова браного не стоит.
Во-вторых, по-моему, сильно сокращать количество предметов категорически нельзя. Языки (для Украины я бы предложил бы набор Укр+Рус+Анг+1 на выбор), математика, физика, химия, биология, география - предметы, которые дадут базовое понимание "функционирования" природы. И обязательно для всех. Тут нужен разумный компромисс в базовой глубине, например, я сильно сомневаюсь в необходимости производных и интегралов в школе, но таже геометрия регулярно нужна по жизни.
Следующий блок обязательных предметов - юридический+экономический, тут мне тяжело предложить обязательный минимум, сам ужасно бесграмотен в этих вопросе. Очень понравился упомянутый тобой типа CALM.
Физкультура - да, и это как по мне самый тяжелый предмет: чем больше, тем лучше. В идеале - каждый день минимум 1 час (астрономический), а лучше 1,5. При этом возможность отказаться, если ребенок занят спортом на стороне, но при этом эффективный контроль его формы, а то есть всякие шахматы и спортивный покер...
И на этом хватит - никаких БЖД, валеологии, религоведения, ДПЮ - факультатив или родители.

Я кажется пропустил историю... Вроде как надо. А кому? Обязательный факультатив ))) То что творят с историей в Украине, лучше б ее вообще не было в школьной программе, как-нибудь сам объясню ребенку. Хотя конечно нужен официальный набор дат, относительно стабильный и желательно почти бесспорный, чтобы не было желающих сказать, что Гитлер, Сталин и т.д. - это хорошо.
ugputu
May. 12th, 2010 03:09 pm (UTC)
Тут есть замечательный предмет Science, который покрывает весь спектр от природоведения до геологии и астрономии. Никаких формул, но сплошной объяснение как устроен этот мир на разных уровнях. Продвинутые дети в старшей школе получают по своему выбору Физику-Химию-Биологию, нелюбопытные так и заканчивают общим курсом.
Первая "наука" в старшей школе была посвящена циркуляции энергии в мире. Энергия на уровне получения ее Землей от Солнца через все наблюдаемые процессы от физики до биологии. Энергия с точки зрения физики (температура, связь с давлением, теплоемкость, плавление, испарение, связь с электричеством, работа, мощность, источники энергии), энергия с точки зрения химии (влияние на скорость реакций, экзо и эндо термические реакции, дальше не заглядывал), биологии (условия существования жизни, фотосинтез, доставка питательных веществ в клетку, устройство клетки и митохондрии и много всякого). Совершенно необычно, но весьма прикольно. На понимание мира точно работает лучше совершенно отдельных предметов.

Предмет Social Studies сочетает историю, географию и "обществоведение". В средней-средней школе, я видел, проходили отдельные страны. В старшей пошли концепции - глобализация, империализм, колониализм, глобальное противостояние систем... и все это очень густо напичкано историческими примерами и картами.
Постараюсь не полениться и узнать каков здесь предмет Language Art, не разделенный на "язык" и "литературу".

Это я к тому, что мы себе плохо представляем какие предметы можно или нельзя сокращать потому что дремучи, не имеем понятия о концепциях образования лет эдак за полсотни минимум.

Так что уверен я только в физкультуре-физкультуре (привет Канаде №1), чтении и математике. А дальше - уууу. Нравится только идея свободного выбора половины предметов (привет Канаде №2) и снижения количества зубрежки классификаций в пользу понимания общих закономерностей (привет Канаде №3).

То есть кое-что мне тут кажется сомнительным, например мешанина совершенно не связанных между собой тем в "науке" в средней школе или что многие учителя запрещают ученикам пользоваться ручками (только карандаш)... и всякое еще, но вот в целом - весьма и весьма толково и функционально. Кому надо - получит приличные знания, кому не очень - только набор базовых, но вполне связных представлений о мире обществе, и при этом не так сильно напряжется и возненавидит. Если что, вернется доучиться - возможностей образования всех уровней масса. С хреновым аттестатом перспективы не заканчиваются. Еще можно поправить когда мозги на место встанут.
yuka13
May. 12th, 2010 03:17 pm (UTC)
Со стороны звучит очень даже привлекательно...
(no subject) - ugputu - May. 12th, 2010 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuka13 - May. 13th, 2010 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 13th, 2010 12:50 pm (UTC) - Expand
foozzie_woozzie
May. 12th, 2010 07:32 am (UTC)
Тут у каждого варианта есть свои плюсы и свои недостатки. С одной стороны, оставь школьнику выбор - и он никогда ни при каких условиях (за редкими исключениями) не выберет химию, физику, английский, математику. Вот я сейчас жалею, что не ходила в музыкалку, но как сильно против я бы была тогда, если б мне просто предложили...
С другой - из всей этой шушвали вроде религиеведения, культурологии и прочая смысл вижу только в БЖД. Очень понравился предмет, который ты когда-то описывал у вас в канадских школах - что-то вроде career advice. Мне прям в Канаду захотелось )))
ugputu
May. 12th, 2010 03:15 pm (UTC)
Химию и физику тут можно выбрать только в 10-м классе. К этому времени дети уже плюс-минус знают куда хотят пойти учиться, а значит и потребуются ли им эти предметы. А до того есть только более общие предметы, которые я не буду расписывать - посмотри на ответ Юке: http://ugputu.livejournal.com/221565.html?thread=2256253#t2256253
Математика в начальной и средней школе ОЧЕНЬ простая, а в старшей есть 3 уровня сложности, плюс пройдя обязательные три семестра на сложном уровне, можно прямо в школе получить еще курс "вышки" (всего полгода правда, но по уроку КАЖДЫЙ ДЕНЬ). Кста, здесь все основные предметы идут по уроку (иногда - паре) в день.
Иностранные языки вообще не обязательны, но это местным просто повезло...
(no subject) - foozzie_woozzie - May. 12th, 2010 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - May. 12th, 2010 04:58 pm (UTC) - Expand
( 58 comments — Leave a comment )