?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я всегда очень любил соревноваться, и всегда был посредственностью, что угодно возьми - от шашек и преферанса до парусных гонок. В моей карьере поражений больше чем побед, но большинство поражений забыто, и только некоторые навсегда застряли в памяти своей уникальной позорностью. До сих пор каждое было позорно по своему, но нынче мне удался отличный сиквел.

Почти точно двадцать шесть лет назад, в конце марта 1989 года, команда клуба Юных моряков выступала на Первенстве Краснознаменного Черноморского флота в городе-герое Севастополе. Детских лодок в Севастополь свезли прорву. Не помню точно каких сколько, а "Лучей" на старте было сто двадцать с чем-то штук. Погода радовала непостояноством. Гонки отменяли и из-за шторма, и из-за штиля. В это утро ветра было чуть, и на дистанцию внутри выпустили только самых шустрых - олимпийский класс "470". Если у них все пройдет нормально, следующих тоже выпустят, и это скорее всего быдем мы. Тренер вытащил нас на холм над яхт-клубом, достал бинокль, и когда "семидесятки" разошлись по дистанции после старта, велел следить за самыми крайними (записали номера) и серединой. Первой к поворотному знаку вышла крайняя лодка слева. Все поняли? Дааа! Идти налево - значит и стартовать надо слева - это я уже тогда понимал, но одно дело понять, другое - выгрести на левый край в жуткой толпе и толкотне когда давления в парусах почти не чувствуется. Стартовал привычно отвратительно, во втором или третьем ряду, и не с самого краю. Собственно, по правилам именно идущие налево имеют право дороги, поэтому большая часть флота сначала туда и идет. Проблема в том, что когда все идут в одну сторону, на всех ветра не хватает, особенно слабого ветра. Лодка еле двжется, и чтобы хоть получить хоть какой-то ход я отвернул направо... но я же помню, что надо налево? Через 15 метров поворачиваю, и только разгоняюсь, как какая-то лодка поворачивает налево передо мной и опять закрывает мне ветер. Тошню за ней, но вскоре не выдерживаю, и опять отворачиваю направо в поисках чистого ветра. После четвертого раза, я увидал знак почти точно впереди, и даже немного слева, то есть я двигался по самой середине и даже забрал вправо. Знак огибал не последним, но лодки позади можно было посчитать, то есть точно во второй сотне. В ярости на собственную тупость пропустил даже девушку из другой харьковской команды, до того впереди меня не замеченную. Это позже она станет чемпионкой Украины на Луче-мини, а пока что я чувствовал себя просто идиотом. Это светлое чувство было со мной до финиша, пока я шел к берегу и разоружал лодку, и даже еще немного. А потом, на разборе, тренер посмотрел на нас как на говно и добил: "а Гена Стаселович сделал как я сказал, и эту гонку выиграл".
Да, Гена у нас в команде был звездой, у него от природы талант, он даже не выигрывая двигался куда красивее победителей, но все же в предыдущей гонке мы были тридцатый и семидесятый, а не первый и 117й. Знать прикуп - и получить "паровоз"...

После финиша третьего этапа виртуальной регаты я немедленно полез смотреть видео о прошлой кругосветке. Что нас ждет? Да, погода никогда в точности не повторяется, я уже проиграл второй этап из-за неприятной смены ветра хотя вроде бы шел путем победителей, но все же ключевые точки можно понять.

Если коротко, лодка "Пума" стартовала позже других и в штиль, и очень серьезно отставала. Она пошла севернее всех остальных, в сторону Тайваня, и оттуда, получив более сильный ветер, обогнала почти весь флот. Только лидер "Групама" успела отыграть на север и встроиться перед "Пумой", и свое преимущество перед остальными лодками они удержали до финиша. Хуже всего пришлось самым южным лодкам, которым пришлось прорываться месду Соломоновыми островами. Посмотрел, запомнил "север, Тайвань - гут, Соломоновы острова - сакс", отправил ссылку знакомы, с которыми вместе бороздим нарисованные океаны...

Правильно, к Тайваню я не пошел. От Китая к Филиппинам мы вышли одним галсом, и забирать на север до Филиппин было невозможно. Точнее, я шел насколько мог севернее даже ценой проигрыша в скорости, и к северной оконечности Филиппин вышел в середине флота. Дальше можно было или сразу быстро идти к цели под берегом, или накинуть в сторону Тайваня в сторону более сильного ветра, но этот сильный ветер шел полосой может быть в полсотни миль, а потом становился все слабее, а у берегов Тайваня и вовсе были штили. Я шел в море часа четыре, и повернул в сторону финиша, чуть мористее основной массы флота, но далеко не самым крайним, и только на следующий день обнаружил, что часть лодок к Тайваню таки пошла. Они отвернулим на север раньше нас, и шли по слабому ветру УДАЛЯЯСЬ от финиша, и в сторону еще более слабых ветров одновременно. Мы в чате их перспективы обсудили, сочли неважными - и вернулись к своим лодкам. Через несколько дней мы узнали, что реальный флот пошел куда мористее нас, но две лодки из них таки ушли дальше других, удаляясь от цели двое суток, но уже поймали там пассат, и остальные лодки опасаются, что эта пара выиграет этап. Однако пробиться на север без серьезных потерь невозможно, поэтому они постепенно выбирались на север, а северная лодка, избежавшая проблем с парусами, вырвалась в лидеры. Мы же, будучи еще ближе к берегу, отрулить туда не могли тем более. Ветер тянул нас в сторону Соломоновых островов. То есть как тянул, просто только в ту сторону мы могли идти хоть сколько-то быстро. Шары мчались в лузу. Кто быстрее, ближе к Филиппинам, кто медленнее, как я, пытаясь придумать как бы все же не попасть в штили между островами, обойти их с севера... но насчупать приемлемый вариант никак не удавалось. Решение мне подсказали. Нужно обойти Новыю Гвинею с юга, а не с севера, и там, у берегов Австралии, ветер куда лучше, пусть даже и нужно преодолеть большее расстояние. Я решительно повернул на юг, пристраиваясь в самых хвост бегущих к Австралии.
Единственно, что я могу сказать в свое оправдание - три победителя предыдущих этапов пошли тремя разными путями. По ним же и удалось проверить какой из них выгоднее.
"Тайваньцы" выиграли у "Австалийцев", а пошедшие посередине проиграли всем.
leg4
К сожалению, и северная и центральная группа получились желтыми линиями, а в южной зеленая линия - одного из лидеров, красная - моя траектория. Решительный проигрыш состоялся к востоку от Филиппин когда я долго медленно шел посередине, а потом нырял на юг догонять уходящих к Австралии (красная линия отрывается от желтой и оранжевой, и соединяется с зеленой). Потом еще пару раз помногу терял на неудачном изменении прогноза, к утру обнаруживая, что иду в штиль вместо более сильного ветра, и уже под финишем, когда сел на мель. Итого еле вылез из 5 тысяч. А мог бы быть в 5 сотнях. Если бы не пожалел времени покрутить карты пока не пойму ПОЧЕМУ надо идти к Тайваню, за счет чего получается выигрыш.
Между "слышал звон" и пониманием - бездонная пропасть, и нет ничего хуже недостаточных усилий.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
foozzie_woozzie
Mar. 4th, 2015 08:59 am (UTC)
> Между "слышал звон" и пониманием - бездонная пропасть
Поэтому я и шла посередине, и считаю свою 7-ю тысячу неплохим результатом. Учитывая, что гонцов более 100 тыс.
При недостаточном понимании рывок в сторону стоил бы мне гораздо больше, собственно, я уже это проверяла на 1-м же этапе. Конечно, так я слона не продам, но и мизер с паровозом не сыграю ))
ugputu
Mar. 4th, 2015 03:11 pm (UTC)
Пожалуй, соглашусь. Быть в 7 тысяче идя худшей дорогой - неплохое достижение.
Другое дело, что поскольку я в последние годы начал привыкать выигрывать гонки, и времени сидеть перед компом и думать куда пойти тоже обычно в наличии, мои ожидания насчет своих финишей несколько другие. В первой тысяче идти очень сложно, но любой финиш дальше второй для меня лично равнозначен поражению, требующим анализа ошибок.
foozzie_woozzie
Mar. 4th, 2015 07:36 pm (UTC)
Я ж не спорю. Просто я в данном случае трезво оцениваю свой уровень: даже вторая тысяча для меня - запредельно. По моим ощущениям, хорошим результатом для меня будет попасть в 3 тыщи. На большее не хватит опыта, понимания и прочей соображалки.
Собственно, возвращаясь к началу твоего коммента, опыт не хватает на осмысленную смену пути на неоднозначный
snake_d_ha
Mar. 4th, 2015 07:47 pm (UTC)

Хорошая иллюстрация недостаточности чистого знания.


Но ты слишком строг к себе, могло быть и хуже.

ugputu
Mar. 4th, 2015 08:52 pm (UTC)
А по мне так классическая ошибка недостаточности усилий. Полчаса над картами - и я мог быть в топ-500 при равных последующих усилиях... а их бы я приложил скорее больше потому что не был бы расстроен собственным идиотизмом.
snake_d_ha
Mar. 5th, 2015 06:56 pm (UTC)
Не спасает, Жень.

Можно до опупения сидеть, досконально знать, как надо - и все равно сделать потом неправильно.
ugputu
Mar. 5th, 2015 07:39 pm (UTC)
Можно, но ты опять пытаешься мешать необходимо с достаточно.
Единственный путь к победе лежит через отработку всего необходимого, причем с постепенным (по мере расширения понимания) удлинением этого списка.
Этим летом я набрался наглости и прочитал лекцию чужой группе (относительно продвинутой). Лекцию о том, что хотя у меня есть отвратительная привычка выигрывать примерно каждую вторую гонку на водохранилище, в которой я участвую (то есть много выше статистической погрешности, потому что среднее количество стартующих где-то 5-7), я не волшебное существо, и выигрываю потому, что делаю почти все хорошо. Я непрерывно забочусь о мелочах - непрерывно слежу за изменениями ветра, непрерывно подстраиваю курс лодки под ветер, непрерывно регулирую положение парусов, постоянно подстраиваю форму паруса под силу и направление ветра, непрерывно слежу за балансом лодки (все для поддержания максимальной скорости), потоянно думаю о своей позиции относительно соперников, о том кто имеет право дороги и о том как их обыграть как в расстоянии, так и в приобретении права дороги когда это будет критически важным. Вот так выигрываются гонки - исполнением обязательных элементов. Это еще не гарантия победы, но то, без чего выиграть можно только чудом, разово, и только в небольшом флоте.
Будь на старте не 6 лодок, а всего только 60 - и победа без постоянного исполнения каждой из этих мелочей невозможна в принципе. При 60000 стартующих без отработки каждой мелочи невозможно пробиться и в топ-500.
Однако стратегия круче тактики. Не отрабатывая стратегическую часть о победах (финишах в топ-500 в Вольво) тоже (тем более!) можно забыть. А победу приносит сочетание первого со вторым с удачей. Иметь переменчивую погоду на своей стороне тоже не помешает...
snake_d_ha
Mar. 5th, 2015 07:49 pm (UTC)
Ты о мелочах и подготовке. :) Она важна и необходима, но никак не достаточна.

А я - о правильном стратегическом выборе, при прочих равных.
ugputu
Mar. 5th, 2015 07:53 pm (UTC)
Список необходимого обширен, достаточного - бесконечен, принципиально неисчерпаем. В том числе потому, что включает в себя ошибки других субъектов, нами никак не контролируемых.
Верный стратегический выбор, вне всяких сомнений, часть необходимого.
( 9 comments — Leave a comment )