?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

или почем нынче попасть парусные регаты.

Лично для меня история началась с моего "Need a hand?" при виде суетившейся у лодки с лежащей на ней мачтой живой тетушкой лет под шестьдесят. В каком-то смысле знакомой - я Дебби не раз видел в яхт клубе после гонок, она выигрывает почти местные гонки на своем Fireball-е.
Мачту воткнули, и под обсуждение всякой лодочной механики, мне предложили в следующем сезоне взять ее запасную лодку. Просто взять попользоваться и погоняться. Весна выдалась напряженная, как-то не до чужих незнакомых лодок было, с которыми еще непонятно сколько возни, но где-то в начале июня я увидел у себя в ящике рассылку с вопросом кто приходит в среду гоняться. Нашлась и организатор процесса, и полтора десятка человек потенциальных экипажей, и достаточно лодок на всех. Пишешь свое "буду", тебе находят с кем и на какой лодке завтра выходишь. Оказывается, 4 лодки на дистанции - это уже успех, флот в последние годы таял на глазах. Вечером под пиво узнал, что в этом году чемпионат Канады будет совсем рядом, на озере Ньюэлл, километров 200 от Калгари, и совсем скоро, буквально через месяц. Жаль, не успеть, лодки-то интересные... А почему не успеть? Ты рулить-то умеешь, сча что-нибудь найдем!
Лодку нашли быстро. Хэмиш сам ехать не может, свою призовую лодку отдает под сильный экипаж из Монреаля, а запасная свободна. На ней обычно гоняет молодое поколение, но у парня только первый ребенок на днях должен родиться, ему не до гонок. Правда, на трейлере старая резина, может не доехать. И вообще мы друг друга не знаем, я бы сам незнакомцам лодку не дал. Погонялись вместе вечером - ок, рулить я умею, лодку дает. Трейлера нет, его слишком старый. Матроса нет, но тут удачно вернулся с побережья отличный парень из нашей школы, пусть он как гонщик не силен, и со спинакером не очень, и вместе мы на лодке до того не ходили, но хотя бы ловкий и легкий на подъем. Правда, чемпионат идет три дня, надо еще выпросить выходной для обоих, а не все инструкторы еще вернулись из своих университетов. Мне этот день стоил месяца ремонта школьных лодок, вечерних классов, и замен всех у не получается выйти на свою смену, включая выходные после гонок.
Трейлер на первую регату (надо же хоть как-то потренироваться вместе!) возник в последний день - Дебби вынула из под своей запасной лодки. Мачту снимали почти час - тщательно фотографируя и снабжая бирками все что рассоединяли, а собрали и вовсе только с помощью владельца. Во второй день гонок от лодки оторвался кусок. Не знаю как лучше сказать. Фанера под нагрузкой расслоилась, и площадку со стопором стаксель шкотов вырвало "с мясом". До начала чемпионата 4 дня плюс 2 вечера на дорогу. Хэмиш взялся, и после консультаций с такими же аксакалами (ему лет 70, наверное) лодку починил, да еще и перекинул на свой "боевой" прицеп потому что монреальцы приехать не смогли. Попутно выяснилось, что нужно быть в ассоциации класса. В день перед отъездом отправлял переводом 35 баксов взносов. Короче, сплошная авантюра.
Ради чего? В сухом остатке пятое место из 9 экипажей при 1 выигранной гонке из 8. Стоило ли заводиться? ДА-ДА-ДА!
Чумовая лодка, отличный парень матрос (раньше мы с ним только раз вели группу 7-леток, да выпивали на школьных вечеринках), масса информации, которой еще перевариваться, плюс твердое понимание, что не пользуясь на лодке половиной настроек, и отходив на лодке до старта чемпионата всего только 6 и 4 дня соответственно (из них вместе 3), мы конечно не выше головы прыгнули, но упрекать себя нам не в чем, ошибки были неизбежны, и общая уверенность в своих способностях у обоих несомненно поднялась. Впереди нас финишировали только слетанные экипажи на куда более новых, куда более легких лодках, при более свежих парусах. А нам даже утешительный приз достался:
prizeIMG_20150801_102750007
Лучшему (единственному, если быть честным) экипажу лодки старого дизайна, или как местные удачно выразились "Don't blame me, blame my boat prize"

Расходов итого вышло:
членских взносов в ассоциацию $35 +
стартовых взносов на 2 регаты ~$300 на двоих (включая еду от организаторов), на работе обещали компенсировать, но посчитать так ли это я не могу принципиально, +
бензина (пикап отца моего матроса) еще ~$110

Теперь печальное. Файрболлы понятно что умирают. Участники регаты еще помнят, что в семидесятые-восьмидесятые (30-40 лет назад, и да, некоторые из них уже тогда на чемпионаты мира ездили!) на чемпионат Канады собиралось лодок пятьдесят. Девять - это позор, в какой бы жопе чемпионат ни проводили. В те же выходные прошел и американский чемпионат. Протоколов я не видел, но судя по фотографии участников, там ситуация похожая.
Есть у них мнение, что и парусный спорт в целом (в Канаде, но только ли в ней?) загибается, в том числе детский. Специально уточнял, спорт вообще загибается, компьютеры заедают? Нет, хоккей живее всех живых, футбол на подъеме, и вообще популярных видов, куда родители с детьми стоят в очередях, куча. Я уже слышал, что 30-40 лет назад все было проще - лодок было достаточно, их относительно легко давали попользоваться, поэтому на регаты многие ездили налегке, в том числе 12-15 летние дети ездили в другие города без взрослых, взрослые тоже куда проще выбирались в поездки. Не знаю уже, проще ли было получить отпуск, или с деньгами было лучше, или приоритеты были другие, но сейчас в парусном спорте наблюдается огромный возрастной разрыв. Немногочисленные дети, занимающиеся спортом при поддержке родителей, клубов и провинциальных ассоциаций становятся немногочисленными же сильными юниорами, кочующими с регаты на регату, но успевающими учиться в школе, потом они начинают учиться в университетах, и количество поездок приходится сокращать в разы, паруса остаются средством приработка на каникулах (есть еще толпы детей в летних лагерях, но спортом там и не пахнет), потом диплом, экзамены, новая работа, семья и дети, собрать денег на жилье, приличную машину и отдых... и люди возрастом от 23 до 30, а то и 35, в гонках практически не участвуют. Да, есть считанные профессионалы, которые умудряются как-то на этом зарабатывать, но в целом паруса стоят на родителях подростков, как покупающих им лодки и таскающих по регатам, так и продолжающих гоняться сами, для души, вплоть до чемпионатов мира, вплоть до старости, которая в Канаде наступает довольно поздно. Но это, несомненно, увядание.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
snake_d_ha
Aug. 2nd, 2015 12:12 pm (UTC)
Молодец, поздравляю! :)

А относительно увядания есть одно предположение.

Паруса - спорт длинных циклов. То есть за целые выходные далеко от дома хорошо, если будет одна регата с положительным подкреплением.
Много подготовки перед результатом, много ручной работы, серьезный отрыв от привычной жизни.
А в хоккей на расстоянии полчаса от дома за это время сколько раз можно сыграть?

С дефицитом внимания и альтернативными возможностями ходить под парусом уже далеко не так интересно, как еще лет 20 назад, во времена избытка времени.

Плюс паруса - лоутек. Они идут в том же разряде, что конный спорт и фехтование, как исторические занятия, более не использующиеся в обычной жизни, и в то же время не совсем чисто спортивная дисциплина, как футбол.
Когда на этих лодках каждый день ходили рыбачить или гоняли в гости, регаты были естественны, а сейчас уже искусственны.

ugputu
Aug. 2nd, 2015 01:25 pm (UTC)
Верно глаголишь. Добавлю, парусный спорт еще и по телеку не показывают почти никогда. Сразу по многим причинам. Не только гонки длинные, но стороннему наблюдателю еще и не понятно ни хрена.
oromushka
Sep. 4th, 2015 05:56 am (UTC)
Не в тему, ну или в тему. В общем, думаю, что тебе интересно http://falkoner.livejournal.com/1017147.html
ugputu
Sep. 4th, 2015 01:58 pm (UTC)
В тему, конечно. Спасибо.
( 4 comments — Leave a comment )