?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рабы ламп

Один хороший человек высказался в смысле, что техника БЫЛА (когда?) лучше, "Её не делали с life expectancy на 5 лет в лучшем случае."
Как потребитель, не раз матюкавшийся по случаю отказов какой-нибудь бытовухи работать по призванию, я тоже морально готов устроить марш за все хорошее против всего плохого и ломучего. Но меня останавливает воспитанное уважение к царице вранья - статистике. Я знаю, что даже если бы каждая единица "техники" в нашем хозяйстве была расчитана на 5 лет максимум, и будучи своего рода идеалом, ломалась ровно по истечению этого срока (а не на его середине), то мы бы выкидывали почти по десятку единиц этой техники каждый год (а если в середине срока - под два). Просто потому, что у нас всего МНОГО. Я насчитал почти 50 предметов с электроникой или моторчиками для использования внутри дома, не считая детских игрушек, светодиодных ламп, диммеров и прочей мелочевки. (это при том, что мы постоянно что-нибудь "полезное" не покупаем потому что просто таки некуда скирдовать.
Сколько, чего, сколько оно уже прослужило, и сколько служили предшественники, если нынешний экземпляр мы только купили? Пожалуйте под кат.

Крупное бытовое:
- Холодильник. Куплен вместе с домом, выпущен в 1992 году. Работает, грубо, 23 года
- Плита электрическая. Куплена 6 лет назад, ее предшественница была выкинута на свалку потому что немодная (с торчащими спиралями) и неровно пекла пироги. Судя по совпадению редких нынче песочного цвета и торговой марки с холодильником, работала 17 лет, и могла бы еще.
- Жужжалка воздуха над плитой. Тот же цвет, все еще в строю, 23 года.
- Посудомойка. Новая, года 3 всего. Купленная вместе с домом предшественница выкинута потому что таки стала плохо работать. Минимум работала 9 лет (от покупки дома), но уже тогда новой не выглядела. Могла быть установлена в год большого ремонта, и проработать все 20 лет.
- стиралка и сушилка. Куплены в 2007, 10 лет в строю. Электроника в отдельных режимах подглюкивает с самого начала, признаков увядания не заметно.
- котлы водогрейные газовые (2 шт). Поменяли 9 лет назад, возраст исчерпавших ресурс старых не посмотрел
- отопительный котел возраста дома - 35 лет. 10 лет назад поменял пульт управления на программируемый - все работает исправно.

Мелкое бытовое:
- микроволновке лет 5 или 6. Предшественница проработала 9 лет
- кухонный комбайн. Работает уже 10
- миксер. Заменен года 3 назад, предыдущий прожил 13 лет.
- тостер. Поменяли только что. Предыдущий прожил всего лет 5.
- блендер, электрический гриль и кофемолку мы используем так редко, что их 8, 6 и 8 лет "в эксплуатации" ни о чем не говорят.
- электрочайник - 2 года, предыдущий умер года за 2, предпредыдущий продержался больше 10 лет.
- пылесос компактный - 12 лет, предшественник выкинут после 4 лет эксплуатации за общей некузявостью
- пылесос Shop Vac - 10 лет
- пылесос iRoomba возвращен в магазин через полгода - по ряду причин не понравился.
- утюг. жив 10+ лет, последние 2 года практически не используется, заменен парогенератором
- увлажнитель воздуха. За сезон работы разочаровал, выкинут в рабочем состоянии

Электроника
- телевизор. Работает 8 лет, старый "трубочный" сдан в утиль за моральным устареванием (7 лет в строю)
- телевизор №2, "детский" (видеоигры сутками напролет) - работает лет 5, та же история (10+ лет)
- видеоприставки - в наличии штук 5, из них используются три (2 морально устарели), возрастом от 2 лет до 5, в анамнезе одна со сдохшим после 3 лет ктивной эксплуатации лазером привода дисков
- усилитель с колонками. 8 лет, предшественников не было
- колонки компьютерные 5.1 - 11 лет
- blue ray player. 4 года
- DVD player - 6 лет, предшественник прожил всего года 4
- VHS player прослужил лет 6, выкинут в рабочем состоянии ввиду морального устаревания
- Video player WD TV Live+ - лет 5, полет нормальный
- Hi-Fi звук в гостинной. Лазер в проигрывателе умер года через 3, усилитель с колонками работают до сих пор, 12 лет, но все чаще заменяется
- бумбоксом на аккумуляторах с blue tooth - меньше года
- телефоны домашние (станция + 2 трубки) - 4 года, обе трубки предшественника "потеряны" младенцем в возрасте примерно 7 лет, проводные предшественники выкинуты в рабочем состоянии
- blue tooth коммуникатор в машину - 4 года, работает
- инверторы (преобразователи постоянного тока в переменный) - 8 и 2 года, работают

- компьютеры настольные оценить невозможно, я их сам складываю/разбираю по мере надобности. По неисправности за 12 лет менял 1 материнку, 1 блок питания (сгорел на скачке напряжения), 1 HDD, 1 монитор на (в среднем) 2 компьютера в активном использовании. За это же время по поводу морального устаревания/несовместимости на свалку ушло во много раз больше деталей.
- ноутбуки. 1 в строю (4 года), предыдущие умерли прожив примерно 5 и 3 года соответственно
- планшеты. своей смертью умер 1 (4 года), разбиты-раздавлены 2, живы 2 (4 и 3 года жизни).
- смартфоны без счета. Умерли сами (глюки аккумулятора) - 1 (2 года эксплуатации), разбиты/раздавлены/потеряны - штук пять, наверное, выдержали до морального устаревания - 1 (плюс один передарен), кнопочные телефоны - в строю 1, выкинуты из за износа-поломок - 1, из-за морального устаревания или перехода к другому оператору - 2
- принтер лазерник - 9 лет, струйник выкинут рабочим - надоели засыхающие головки.
- роутер. Года 4, оба предшественника были выкинуты в примерно такоом же возрасте ввиду морального устаревания
- GPS в машину - 2 года, предшественник заброшен вследствие морального устаревания в возрасте примерно 5 лет
- mp3 player выкинут ввиду общей убогости (резистивный тачскрин) и морального устаревания в возрасте 2 лет

Прочее:
- гриль газовый. Без моторчиков и электроники, поэтому не посчитан, но вроде как тоже техника. Лет 8 в строю. Предыдущей был получен даром, сильно б/у, выкинут в рабочем состоянии
- газонокосилка электрическая. 12 лет, требует заточки/замены ножа, но жива
- электродрели - 12 и 5 лет, рабочие
- пилы дисковые - 2 шт, меньше года, предшественников нет
- светильники и сами лампы (светодиодные или энергосберегающие галогенные - тоже техника) не в считаны, много чести


Автомобили:
Мазда6 - 11 лет, предшественник Мазда6 - сдана обратно после лиза абсолютно исправной после 4 лет, предшественник Крайслер Конкорд - разбит (повторно) в аварии в возрасте 12 лет, предшественник Мазда 626 - разбита в аварии (повторно) насквозь гнилой в возрасте 17 лет (ее бы уже года 2 как пора было выкинуть). Некоторая усталость нынешней Мазды уже заметна, но поскольку мне она очень нравится, собираемся эксплуатировать еще 4-6 лет. К тому времени пробег будет всего 250-300 тысяч километров, но вкладываться в "мелкий" ремонт уже не имеет особенного смысла, дешевле будет платить за новую, да и разница в ощущениях с новыми машинами будет угнетающей.
Ниссан Алтима - 1 год, предшественник Форд Фьюжн, разбит (повторно) в возрасте 7 лет

* - сейчас по уверениям механика плохо работают заслонки в системе вентиляции, а только за разбор передней панели чтобы к ним добраться, он просит $800, плюс сам ремонт, еще $650 за исправление и покраску мятой двери, еще сколько-то за починку отопления заднего стекла... под 2 тысячи при ориентировочной цене машины около 6, и дальше соотношение будет только ухудшаться.



Крупная бытовая техника по факту ВСЯ живет больше 10 лет, в большинстве случаев продолжает уверенно работать и дальше. Меняется обычно после 15-25 лет эксплуатации, часто еще вполне работоспособной.

Мелкую бытовую технику мы часто покупаем принципиально дешевой, и она начинает ломаться много раньше. Срок эксплуатации до поломки - 2-13 лет, но в среднем выходит больше 7. Всего "умерло" 5 предметов.
В исправности в хозяйстве 12 предметов с общим сроком службы 76 лет, средний возраст 6+ лет.
Выкинуты/возвращены в магазин до поломки ввиду несоответствия представлениям о прекрасном 3 предмета.

Бытовая электроника в доме, всего 12 (или 14, смотря как считать телефонные трубки) предметов имеет средний возраст 5+ лет, 4 морально устаревших предмета выкинуты о среднем возрасте 7 лет, еще один сломался в возрасте 4 лет, последний "сломался наполовину" в возрасте 3 лет, но продолжает использоваться... хотя за 10 лет отчасти морально устарел

Компьютеры-планшеты-смартфоны - самый ломучий товар с самым коротким средним сроком эксплуатации, и таким же быстрым моральным устареванием, причем большая часть устройств или их деталей погибает от неосторожного обращения. Их аналогов в сколько-то далеком прошлом не существовало.

Автомобили в среднем начинают активно ломаться в возрасте 6-10 лет, в возрасте около 15 лет эксплуатация как правило теряет экономический смысл. Тем не менее, большинство из них списывается после аварий, до исчерпания ресурса основных узлов...


Резюме:
1. Меньше, чем на 5 лет эксплуатации расчитаны разве что быстро устаревающие морально компьютеры/планшеты/смартфоны. Только незначительная часть из них умирает из-за ненадежности, большая же либо уничтожается небрежным обращением (давится/роняется/заливается жидкостями, подвергается перепадам напряжения), либо успевает устареть морально. Некоторые, правда, выкидываются "поломанными" из-за всяких вздорных причин типа "аккумулятор не держит заряд". Если бы мы так относились к автомобилям, на дороге не было бы ни одной машины возрастом старше 10 лет.
2. ВСЕ остальное, даже мелкая дешевая бытовая техника, включая электронику, живет по факту больше 5 лет, причем чем техника крупнее - там дольше, вплоть до десятков лет.
3. Все вышеперечисленные цифры - результат наблюдений за поведением ширпотреба. Но при желании можно купить и промышленную/коммерческую технику, будь то дрели, холодильники, тостеры или компьютеры - все со сроком службы в десятки лет, расчитанные на эксплуатацию с регулярным техническим обслуживанием, ремонтом и плановой заменой изнашивающихся частей, что при активном использовании (износе) будет окупаться.

То есть дело не в том, что сегодня какие-то злые враги лишают нас возможности (например, принципиально не проектируя и не производя) расчитанную на продолжительную эксплуатацию технику, а в том, что имея такой выбор, мы в подавляющем большинстве случаев выбираем заплатить в разы(!) меньше за вещь того же функционала, но с меньшим сроком службы, и разбаловались (привыкли к качеству, между прочим) до того, что удивляемся, как это вещи вообще могут ломаться, хотя вещи умели ломаться спокон веку.
Чудес ведь не бывает. Чтобы автомобили ездили, вертолеты летали и т.д., за ними надо ухаживать. И не тогда делать ремонт, когда двигатель в полете заклинило, а заранее - по графику обслуживания, с заменой технологических жидкостей и изнашивающихся частей. Думаете, все остальное обслуживать не нужно вообще, домашние вещи - волшебные?
Вот вы когда последний раз делали Техническое Обслуживание вашей домашней бытовой техники или компьютеров? Чистили, смазывали, заменяли изнашивающиеся детали/теряющие емкость батареи, не умеете сами - просили мастера? Ладно, а ботинки хотя бы все каждый день чистят и кремом натирают? Они с кремом в разы дольше живут, между прочим...

Кстати, наш выбор - совершенно разумен. Обслуживание непрерывно дорожает, покупка дешевых вещей позволяет удовлетворить за те же деньги куда больше потребностей сразу и сейчас, а время потраченное на ЕУ и ТО многкратно выросших в числе девайсов куда лучше провести с семьей или друзьями, или физкультурой заняться, или что-нибудь интересное узнать.

Важно только понимать, что это МЫ делаем выбор в пользу дешевки, причем ежедневно.

В следующий раз можно будет сравнить цены.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
crown_athlete
Mar. 11th, 2017 01:59 pm (UTC)
Да, когда говорим о сроке службы, то нужно учитывать и цену товара. Кофемолку купленную за 500 рублей выкинул через две недели, ибо развалится ПЛАСТМАССОВОЙ крепёжный болт ножа, купленная сразу после неё с металлическим болтом за 1500 работает уже несколько лет. И так во всём - от смесителя до автомобиля
ugputu
Mar. 11th, 2017 03:01 pm (UTC)
Конечно. Нужно быть готовым платить за качество. Кстати, заплатив еще больше, можно купить кофемолку, которыми мелят кофе в каких-нибудь Старбаксах десятки раз в день, и в таком режиме живущие многие годы.
crown_athlete
Mar. 11th, 2017 03:09 pm (UTC)
Тут золотая середина нужна, ну если конечно лишних денег нет, ибо дешёвка как правило говно и быстро ломается, ну а выбирая самый дорогой сегмент мы переплачиваем за имя и престиж, ибо если заклеить бирки на ТВ самсунг и Сони то по качеству картинки вряд ли кто отличит один от другого.
ugputu
Mar. 11th, 2017 03:42 pm (UTC)
Сам не люблю переплачивать.
А вообще это очередное подтверждение моего мнения, что именно мы своими рубликами определяем как далеко зайдут производители в экономии при производстве.
peterzulu
Mar. 11th, 2017 04:54 pm (UTC)
+1. Аналогичные наблюдения.
Современные вещи удивительно выносливы, ломаются редко, часто выбрасываюся или забрасываются в рабочем состоянии.
ugputu
Mar. 11th, 2017 08:31 pm (UTC)
Знаешь как трудно найти почему нужно выкинуть еще работающий холодильник когда старый уже надоел и хочется купить новый?!
peterzulu
Mar. 12th, 2017 12:54 am (UTC)
Я, наоборот, уже лет 5 саботирую разговоры про новый холодильник или посудомойку, типа старые работают и ладно, а новые сломаются через 3 года, и тд и тп. Пусть служат, пока искры не посыпятся и вода не потечет.
ugputu
Mar. 12th, 2017 01:00 am (UTC)
Ха, я тоже. Лет 5 продержался, потом меня додавили, и мы пошли искать замену. Нашли, но по совокупности причин, решили, что гран-ремонт кухни откладываем, а с ним отложили и замену холодильника.
Старая посудомойкой таки слишком заметно стала недомывать. Прогнал я когда повелся "купить самую лучшую". Надо было не слушать, и вместо Whirlpool-а с электронным блоком управления (который, бывает, подглюкивает) брать проверенный временем вариант с "крутилкой" от Сирса.
blk_104
Mar. 12th, 2017 08:01 am (UTC)
Вообще не понимаю, как может надоесть холодильник -- совершенно утилитарная вещь, предназначенная для покрытия определённой потребности, а не для получения удовольствия. То есть, которую просто не замечаешь, пока работает.
ugputu
Mar. 12th, 2017 02:51 pm (UTC)
1. Маловат весь, или в какой-то из его частей
2. Неудобен в размещении каких-то продуктов или предметов (например, у меня в морозилке стоят стаканы и бутылка текилы для коктейлей)
3. Подтекает, обмерзает или шумит вследствие неидеальной работы агрегатов
4. Потерял эстетическую привлекательность (потертости и облупы, треснувшие ручки и т.п.).
5. Если хозяйка собирается менять кухонную мебель или пол, цвет старого холодильника ограничивает полет ее дизайнерской фантазии

достаточно?
blk_104
Mar. 12th, 2017 08:13 pm (UTC)
Более чем достаточно для того, чтобы заменить холодильник. Потому что это все как раз реальные неудобства, а не "надоел и надо придумывать повод".
ugputu
Mar. 13th, 2017 03:09 am (UTC)
Это противоречит "утилитарная вещь, предназначенная для покрытия определённой потребности, а не для получения удовольствия. То есть, которую просто не замечаешь, пока работает."
Потому что потребности (охлаждение продуктов) в целом покрывает, удовольствие эстетического плана или от какого-то особенного удобства погрузочно-разгрузочных операций, сам пишешь, не важно, работать продолжает (наш, кстати, всего только подтекает, если следить чтобы двери всегда были тщательно закрыты - практически никогда, но другие принадлежавшие моей семье шумели и/или обмерзали (продолжая работать)).

И я бы еще понял если бы новый холодильник в принципе мог решить все проблемы разом, и с учетом немалой стоимости, надолго. Так ведь нет. Совершенно стопроцентное покрытие всех потенциальных потребностей, и таких же потенциальных эстетических запросов, за сколько-то разумные деньги, невозможно. Хотя бы потому, что холодильник заведомо достаточного размера (чтобы никогда вообще не надо было заниматься перетасовыванием продуктов и перестановкой полок) просто не поместится на кухне, форма у большинства холодильников практически не различается (только 4 варианта взаимного расположения холодильной и морозильной камер), выбор цветов и фактур предельно скуден (тигро-полосатых или там синих в пупырышки не видел ни разу), сменные панели для них мне тоже не попадались.
blk_104
Mar. 13th, 2017 11:21 am (UTC)
Возможно, у нас разница терминологий. Я употребляю понятия "работает" и "покрывает потребность", подразумевая, что работает полностью нормально, практически как новый, а не кое-как, и простую потребность покрывает в полной или почти полной мере, не заставляя тратить массу дополнительных усилий и не вызывая раздражения.

Собственно, большинство вещей, с которыми я встречаюсь, работают именно так и через 5 лет, и через 15, и потому не надоедают.
buddy_z
Mar. 11th, 2017 08:24 pm (UTC)
Женя, ты страшный человек. Это был настолько "несимметричный ответ", что я со страхом пишу этот комментарий :)
Все правильно сказал, хочу вот только добавить что "premium segment" как-то разочаровывает в 21 веке. К примеру, я когда-то покупал более дорогие Никон и Сони, но обе марки оказались говном
ugputu
Mar. 11th, 2017 08:30 pm (UTC)
При всем уважении, и Сони и Никон делают в основном ширпотреб. Не то что они не делают вещи для профессионалов, но сама по себе надпись Никон этого не гарантирует.
buddy_z
Mar. 11th, 2017 08:40 pm (UTC)
Дык, линза за $2500 вроде как подразумевает что она профессиональная, но сломалась буквально через несколько месяцев. Не знаю как сейчас, может и ширпотреб, но в начале века тот же Никон позиционировлся по цене "мы самые лучшие, а потому и более дорогие", что на проверку оказалось обманом.
ugputu
Mar. 12th, 2017 12:22 am (UTC)
Ну, брак у всех бывает, вообще без исключения. Поскольку он обычно вылезает в первые месяцы, то стандартная гарантия все покрывает.
Вернул или починили?
buddy_z
Mar. 12th, 2017 02:27 am (UTC)
Починили, но радости от этого было мало. Поскольку я в те времена подрабатывал свадебным фотографом, а линза сломалась в самый разгар сезона и ремонтировалась почти два месяца.
ugputu
Mar. 12th, 2017 03:04 am (UTC)
Свинство.
blk_104
Mar. 12th, 2017 08:09 am (UTC)
Если ботинки натирать кремом прямо-таки каждый день, то IMHO на крем потратишь больше, чем выиграешь на продлении жизни ботинок. Кстати, у меня обувь обычно выходит из строя с нижней стороны: подошва протирается на пятке либо трескается пополам в середине.
ugputu
Mar. 12th, 2017 02:42 pm (UTC)
Такой баланс цены между кремом и ботинками - тоже сегодняшние реалии. Сто лет назад даже вопроса такого бы не возникло - вакса была дешева, а ботинки настолько дороги, что второй пары у большинства просто не было, разве что еще одна, сугубо на праздники, и не ухаживать за ними для горожанина (а в странах победнее у деревенских ботинок могло в принципе не быть) было не только глупо, но еще и так же неприлично, как сегодня вонять нечищеными зубами и немытым телом.
( 21 comments — Leave a comment )