?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вечером Тане нужна будет машина -> сегодня с утра нa ней поехали и запарковались как смогли близко к центру. Место у нас давно присмотрено на первой улице "свое", привычно добежали от него до Centre Street (которая с автобусами) и привычно пробежали мимо остановки. Потому что это мелкая остановка - для обычных автобусов, а в них с утра бывает не влезть. То есть советские люди запросто бы влезли, но тут сильно напирать не принято и просто остаешься стоять и уныло ждать следующего. Зная такое безобразие, обычно пробегаем 3 квартала вперед до большой остановки, где чалятся и экспрессы тоже. В экпрессы тоже бывает не влезть, но их утром втрое больше, да и выходят иногда.
Да, пробегаем, значит, мимо остановки и удивляемся ее пустоте. Заодно Таня спрашивает, садились ли мы на ней в автобус "хоть когда-нибудь". Да садились, буквально однажды. Кстати, спрашиваю, ты же знаешь Правила Ожидающего Автобус? Для идеального и реального городов?. В идеальном городе чем больше ожидающих людей - тем ближе автобус и не стоит ждать его, если остановка пуста, а в реальном наоборот. Только я это сказал, обернулся - и вот он, автобус. Вернулись назад на 30 метров и спокойно в него влезли. Калгари в час пик - реальный город. Обычный и привычный.

Вообще у нас в детстве было циничное мнение, что автобусы (и трамваи и троллейбусы)ходят по три или по четыре в зависимости от того, козла водители забивают на конечных или на троих соображают, но на самом дела безобразия реального города часто происходят "сами собой", даже безо всякого злого умысла со стороны проклинаемых водителей (хотя всё бывает). Достаточно чтобы поток транспорта был достаточно плотным (автобусы с получасовым интервалом в тройки не сбиваются) и не превышал потребности в перевозках с запасом (вот уж этого в часы пик почти никогда не бывает).
Достаточно какому-нибудь водителю чуть задержаться (пробка, светофоры) или предыдущей машине проехать раньше - и его будет ждать на каждой остановке чуть больше людей, чем обычно. Они будут задерживать отправление и на входе и на выходе (вылезать из переполненного транспорта тоже дольше) и так на каждой остановке. Хороший пример гадской положительной обратной связи, кстати. Когда водитель выбивается из графика, следующий за ним легко может его догнать, но вряд ли будет слишком торопится. У него все еще есть пассажиры на остановке, в том числе просто не поместившиеся в первую машину. Но в конце концов догонит, потому что первый уже окончательно отстанет и будет идти по графику второго, оттесняя второго назад. Они оба скорее будут двигаться чуть медленнее, особенно если второй не обгонит, будут заполнены чуть выше нормы... и их начнет догонять третий. В какой-то момент третий просто "провалится вперед", потому что на остановках пассажиров практически не будет (они будут утрамбованы как селёдки в первых двух)... и создаст условия для возникновения следующей тройки. При особо шустом или неаккуратном движении бывают и "четверки" и даже "пятерки", но уже реже. Лет в 19, возвращаясь вечером с тренировки, я видел даже "семерку", но это уже был заговор водил, устроивших на конечной "перерыв". Я тогда простоял около 45 минут и наливаясь яростью видел прибытие автобусов с третьего по седьмой, уехал же только в четвертом исходящем, потому что первый был для самоубийц, второй с несколькими ушлыми бабками внутри поехал срезать петлю и становиться первым, а третий и четвертый подъехали одновременно и четвертый был мне ближе.

Ладно, о правиле.
В реальном городе в час пик, если вы не видите на остановке людей - это значит, что с вероятностью около 70% вас вот-вот подберет второй, третий или даже четвертый водитель, а если не подобрал и остановка наполняется народом - значит вы попали на паузу между последним и первым и читай вторую часть правила.
Если вы видите на остановке кучу народа - ждать скорее всего прийдется долго и не факт, что вы влезете в первую же машину (трамвай, и т.д.). Стоит уехать другим маршрутом, пусть с пересадкой, или двигаться в сторону другого транспорта или ловить такси, иначе готовьтесь опаздывать и/или выходить мятым.

В Калгари я часто вижу автобусы тройками и четверками даже при том, что водители стараются обгонять застрявшего на остановке товарища и устраивают потом гонки с чехардой. Восстановить график после пробки очень трудно даже помогая друг другу, даже не останавливаясь на остановках когда очевидно, что пассажирам в автобусе не поместиться. И машины на улице "не ловятся". Остается только практиковать безмятежность да радоваться, что мы живем недалеко от конечной, где важные утренние наработувезущие автобусы еще не успевают ни сбиться в стаи, ни переполниться до состояния "не лезет".

В обычные часы действительно транспорт ходит по расписанию, но это это не мой случай, я тогда все больше на машине перемещаюсь.

А вот интересно, хоть кто-нибудь из вас живет в идеальном городе?

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
moon_aka_sun
Nov. 20th, 2007 02:53 am (UTC)
Ха, а ведь действительно, было. Вспоминаются холодные промозглые вечера, серая снежно-грязевая мешанина на дороге, битком набитые икарусы по три, по четыре штуки подряд и взятие их штурмом. Ужас из прошлой жизни!

А в идеальном, совсем идеальном городе - автобусы полностью никогда не заполнялись и всегда ходили по расписанию. Хотя, вру - иногда поздней ночью они нагло позволяли себе идти раньше расписания. И вот приходишь на остановку в 23:47 и видишь, что эта зараза не придёт в 23:48, а уже только что отошла. Но в целом жаловаться, конечно, не стоит. Только на цену билетов :)
ugputu
Nov. 20th, 2007 02:07 pm (UTC)
И почём билеты?
moon_aka_sun
Nov. 20th, 2007 06:35 pm (UTC)
2 с чем-то марки, по-моему. В начале 90-х это казалось вопиюще дорого. И фирма, жопа такая, издевалась над гастарбайтерами и не оплачивала проезд.
ugputu
Nov. 20th, 2007 10:40 pm (UTC)
Я думал, ты и сейчас еще развлекаешься иногда автобусами...
moon_aka_sun
Nov. 20th, 2007 11:09 pm (UTC)
Нееее. Ужасы прошлой жизни. Хотя у нас пару лет назад тоже пустили автобус и даже вроде как есть какие-то остановки. Наверное, кто-то ездит. Сколько стоит, не знаю. Но вообще у нас это категорически не принято. И тротуаров вдоль дорог нет, и переходов нет. Только в компактном (и бесполезном) даунтауне.
algo
Nov. 20th, 2007 03:43 am (UTC)
Да, автобусы я помню. Зимой, когда на улице минус 30, стоишь бывало минут 40 ждёшь, ноги примерзают буквально :)

Мне метро нравится. У нас оно загруженное, страшное, грязное, но всё равно не такое загруженное как в Москве. Даже в час-пик здесь всегда место находится, ломается редко, ждать поезд недолго.
ugputu
Nov. 20th, 2007 02:27 pm (UTC)
У нас есть и "метро", чахлый наземные его вариант ака С-Train. Довольно чисто, ломается нечасто, ждать 5-10 минут, но в часы пик сесть в вагон на станциях на подъездах к даунтауну проблема. Народ мерзнет и пропускает поезд за поездом.
И кардинально вылечить нельзя, только пускать в обход. Иначе все прочее движение в центре парализует. Можно только прицепить к каждому поезду по четвертому вагону, а эти морды коммунальные быстрее удлинняют линии, чем станции в даунтауне, из за которых только и нельзя пока удлинить поезда.
Всё это безобразие из-за того, что город растет на 3-4 процента в год. Не успевают и со школами и с больницами :( Даже пробки на дорогах появляются, но за дороги уже взялись, вложения денег и сил видны.
algo
Nov. 20th, 2007 03:12 pm (UTC)
Да, неприятно. Но в целом то, что город растёт - это же очень хорошо! Больше работы, больше развлечений.
ugputu
Nov. 20th, 2007 05:26 pm (UTC)
Да я не против, пусть его растет. Действительно с работой проще. А с транспортом мы удачно поселились, не сильно достает. Так что это я не столько жаловался, сколько вспоминал молодость и тогдашнее шевеление мозгами.
sgenis
Nov. 20th, 2007 07:22 am (UTC)
мне стыдно, но я не помню когда последний раз ехал в городском автобусе (экскурсионные не в счёт)
iren_k
Nov. 20th, 2007 07:31 am (UTC)
Знакомые мне города Германии - вполне идеальные.
snake_d_ha
Nov. 20th, 2007 10:00 am (UTC)
Чтобы не было таких геммороев, достаточно пускать транспорт с небольшим запасом, и регулировать его количество в час пик.

Немцы, говорят, на это дело большие мастера.

А у нас я в троллейбусах и автобусах давно не езжу. Маршрутки, которые сейчас пытаются зарезать как класс, дают достаточную гибкость, чтобы не ждать по полчаса. И даже по 10 минут.

Но, повторюсь, стоят костью в горле наших городских властей. Похоже лишь тем, что людям СЛИШКОМ удобно.
ugputu
Nov. 20th, 2007 02:33 pm (UTC)
У мастеров-немцев, говорят, давно уже закончился бурный рост - им несколько проще. А у нас постоянная нехватка всего. Чего-то было настроена с запасом (водо-газо-электроснабжение всегда с запасом творят), а вот автобусы-метро докупают, водил нанимают, а все не хватает, так же как и врачей, больниц и школ.
rodgar
Nov. 22nd, 2007 05:58 am (UTC)
тем, что "отбирают", фигурально говоря, деньги у муниципального транспортного бюджета. у которого и так не очень много денег. дело не в удобстве, а в бабле :)
snake_d_ha
Nov. 22nd, 2007 10:40 am (UTC)
Говоря по-русски, им положить на наши удобства, лишь бы у них в бюджете деньги были.
rodgar
Nov. 22nd, 2007 11:23 am (UTC)
непонятно. можно ведь просто брать с маршруток деньги за какую-нибудь лицензию и на эти деньги кормить троллейбусные парки. денег-то маршрутки точно гребут немерено.
snake_d_ha
Nov. 22nd, 2007 11:34 am (UTC)
Мне тоже непонятно.
Но ненависть городских и не только начальников к маршруткам жгуча и непримирима.
Единственная мысль - маршрутки рассосали в никуда тролейбусные и трамвайные толпы. Правда, эти поцы за войной забыли как-то последние 10 лет поднимать цену на троллейбусные билеты, и сейчас он тоже стоит 40 копеек, что даже не смешно.
rodgar
Nov. 22nd, 2007 11:38 am (UTC)
где это он стоит сорок копеек? в мск последний раз я был - стоил 15 рублей.
snake_d_ha
Nov. 22nd, 2007 12:34 pm (UTC)
В Харькове. Три русских рубля, в переводе.
rodgar
Nov. 22nd, 2007 02:09 pm (UTC)
ааа-)) извините за мою невольную мкадошность.
ну общественный транспорт - это не бизнес, а социальная услуга. требовать от него подчинения рыночным законам - то же, что требовать от собаки гражданского самосознания. поэтому ни о какой прибыльности общ. транспорта речи быть не может; насколько мне известно, они все всегда субсидированные убыточные предприятия. так что это и хорошо, что сорок украинских копеек - плохо, что туда, судя по всему, не вливаются деньги. видимо, их нет. повышением цены на троллейбусные билеты денег не добьешься.
blk_104
Nov. 20th, 2007 04:32 pm (UTC)
Ну шо тут сказать. Я ощутил существенное облегчение, когда стал ездить на работу на машине. Если сравнивать неудачные случаи — стоять в пробках (мне) существенно приятнее, чем на остановках.
ugputu
Nov. 20th, 2007 05:33 pm (UTC)
Это пока пробки умеренного размера.
На что у нас пробки чахлые и несерьезные, а и то есть места и времена, когда на метрамвае доезжаешь за 25 минут, а на машине вдвое дольше (и $25 за парковку за день). Оказывается проще и 10 минут пешком и 5 минут ждать (остановка крытая и теплая), но только не на машине. Хотя есть и прямо противоположные случаи. 20 минут на машине против 55 на прочем транспорте. Очень от времени и места зависит. (Оба варианта - мои собственные из одного места в разные и в разное время).
Тебе повезло.
iren_k
Nov. 21st, 2007 10:24 am (UTC)
ИМХО это тебе повезло, что пробки у вас "чахлые и несерьезные". Мне не раз 3км только за полтора часа проезжать удавалось. И предпочитать машину в таких ситуациях - это уже личное пристрастие, не зря же качество музыки в машине столь важно .)
ugputu
Nov. 21st, 2007 03:35 pm (UTC)
Что неприятно - автобусы стоят в той же пробке. Только рельсовый транспорт спасает.
Действительно повезло, что у нас таких нет. Я только раз полз 4 километра около часа, но это выдающееся безобразие даже для половины шестого вечера четверга.
(Anonymous)
Nov. 22nd, 2007 08:56 pm (UTC)
Здесь в особо пробочных местах для автобусов и такси частенько бывают свои полосы/проезды и маршруты весьма хитро не по основным улицам проложены. Что и позволяет даже автобусам быть вполне пунктуальными.
А количество пробок таково, что на работу по навигации ездим :) (Она о пробках знает и окольными путями, если по ее расчетам выгодно, обводит) И это мы еще в противофазе к основному потоку живем и обычно не в часы пик на работу выбираемся.
blk_104
Nov. 21st, 2007 09:15 pm (UTC)
И предпочитать машину в таких ситуациях - это уже личное пристрастие, не зря же качество музыки в машине столь важно .)

Браво :)
avalez
Sep. 30th, 2008 10:06 am (UTC)
А в Праге тнаспорт (автобусы, трамваи) по рассписанию, хотя возможно это потому что это просто большое село..
ugputu
Sep. 30th, 2008 02:31 pm (UTC)
далеко вы забрались :)
Всегда думал, что Прага город, а вот у нас действительно большое село. Маленький деловой центр и огромной протяженности полутораэтажные жилые районы.
Дело не в деревенскости. Население растет быстро, дороги строить не успевают.
( 28 comments — Leave a comment )