?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Парусная школа

Сезон близится к концу, пора написать если не отчет, то хотя бы много слов о работе. Точнее, о замеченных особенностях обучения и организации, так что под катом будет интересно в основном яхтсменам.

Раз уж сюда могли забрести не-яхтсмены, начну с малознакомого мне обучения по-канаццки. Малознакомого потому, что я все же мало работал в паре с местными тренерами. Итак, враньё:
- отличий от привычного не так уж много, я не чувствую себя совсем уж неандертальцем.
- теоретическая часть принципиально не урезана, но отложена во времени, большая часть объяснений дается непосредственно перед освоением техники, а то и с опозданием - ученикам дают упереться, задаться вопросами, а потом на них отвечают. Главная цель - отправить на воду как можно раньше, на первом же трехчасовом занятии (заметим, перед тем быстренько выучив вязать пару узлов и вооружать лодку!). Если ветер не благоприятствует - отправляемся учиться залезать в лодку и вылезать, перемещаться по ней, переворачивать (класть парусами на воду) и возвращать в исходное положение, наконец, грести и рулить без использования парусов. Надо заметить, навык перемещения на наших утлых челнах и переворачивания туда-обратно вовсе не лишний. Даже я за это лето позанимавшись с ученикам чувствую себя много увереннее, а уж когда новички на третьем заниятии нахлебав поллодки воды сами ее переворачивают и (сухие) сидят на шверте в ожидании пока вся вода сольется, а потом продролжают тренировку...
- учеников принято хвалить непрерывно. Отстаю - делаю это недостаточно часто.
- объясняют по-возможности образно. Я сейчас приведу пример на "всемизвестном" узле. Представьте себе, что вот этот конец веревки у нас дерево, а под ним живет зверь, например суслик. Суслик живет в норе (делаем на веревке "нору" в виде петельки), и вот утром суслик выбегает из норы (свободный конец просовывается в петлю) и ищет себе еду, обходит вокруг дерева (конец веревки обносится вокруг "дерева") и возвращается к себе в нору (веревка просовывается через петлю еще раз). Теперь потяните одновременно "суслика" и "дерево"... что за узел получился? Может с первого раза и не получился, но последовательность откладывается в голове железно, навсегда.
- насколько возможно, тренировки исполнены игр. Тут я слаб - с детьми не работал (а взрослые и так себя нормально чувствуют), игр видел мало, но общий принцип один и тот же. Говорят не столько о плане урока, сколько "какие игры ты хотел бы сегодня провести?".
- средний уровень тренеров не супур-пупер, я не так много подсмотрел у других и не чувствую себя ущербным, скорее наоборот - многие вещи я чувствую лучше (например, время), но мне пришлось изрядно поднапрячься чтобы придумать как запихать достаточно информации чтобы ученики могли начать бороздить воды как можно быстрее и с минимумом трудностей одновременно, да еще и на вражеском языке (язык, понятно, лучшает в процессе). И результат виден: после нескольких занятий народ вполне готов брать лодки на прокат и тренироваться (или просто получать удовольствие) самостоятельно. Некоторые даже и приличный ветер переносят. Так что много практики при минимуме теории мне скорее нравится.
Что будет в седующем году не знаю, слышал только, что нынешнюю "лестницу" знаний и званий собираются поменять до неузнаваемости. Наверное в лучшую сторону - есть куда.
- студенты в массе чудесны. Не ангелы небесные - опаздывают, хохмят не всегда в тему, бурчат, жалуются и т.д., но общее настроение и приученность к порядку выше всяких похвал. Если кто чего не запомнил, то или у меня спросит или соседи подскажут, но уже на второе занятие они сами разберут лодки и все будет сложено на место в порядке близком к идеальному без малейшего понукания. А в конце курса больше половины студентов пяти групп из шести отправлялись пить пиво и мы отлично провели время.

Организация школы.
Первым делом обнаруживается странность. У школы практически нет своих помещений - она тесно связана со спасательной станцией. То есть класс с доской и плакатами есть, конечно, но кухонька при нем используется пополам со спасателями, компьютеры стоят в комнате над эллингом для катеров, рядом станция зарядки раций (общих), шкафчики персонала там же бок о бок, там же спасжилеты, и школьные отличаются только надписью "инструктор" на спине. Все школьные строения, включая и всякие сараи с парусами, спасжилетами и т.д. на ночь закрываются именно спасателями, которые не только отвечают за порядок на территории, но и сдают (свободные) яхты на прокат, на что школа прав не имеет. Школа, кажется, вообще не имеет права принимать деньги - на занятия записываются на сайте City of Calgary ли по их же телефону, и даже за частные уроки на школьных лодках платят не тренеру, а спасателям.
У школы есть свой директор, но у меня есть подозрение, что начальник спасателей старше по чину.
С другой стороны, катер спасателей всегда к нашим услугам. Не в смысле возможности сгонять их за пивом, конечно, но они не только прыгнут в катер по первому нашему требованию подстраховать учеников, но и переставят его чтобы не мешать яхтам и помогают нам таскать и разбирать лодки для школоты (да, для коротких уроков школьников мы заранее сами если не полностью вооружаем, то как минимум сбрасываем их со всем вооружением на воду, а потом затаскиваем и разбираем). В общем, удивительная гармонь и благорастворение...
О лодках. Сегодня утром мы готовили к занятиям 18 (восемнадцать) единиц. Впятером. Посередине процесса решили, что ветер сильноват и ограничились одиннадцатью, но все 18 были бы полностью готовы (с поднятыми парусами) за полтора часа максимум, а то и за час с четвертью. Заметим - это лодки, которые сдают на прокат направо и налево. Прямо сегодня утром были забракованы (приговорены к ремонту) и корпус и комплект парусов, а мелочи не считаем. И все же все собирается быстро. И мы не супермонстры, просто порядок такой.
Все что можно приделано к лодкам или рангоуту. Пробки, пальцы для крепления гиков и стакселей, свистки - все на тросиках. Оттяжки гика приклепаны к мачтам, многие фалы заделаны одним концом за утки или снабжены шариками чтобы хотя бы один конец не улетал, прочие снасти тоже прикреплены к рангоуту или корпусу, блочки, понятно, вообще никто никогда ни от чего не откручивает - стоят на месте годами. Паруса сворачиваются вместе и увязываются шкотами. Итого чтобы вооружить двойку в сарае нужно взять один сверток с парусами и руль (+румпель для FJ + спинакеры и брасы для редких старших курсов) ... ну и телегу там же. Сухая лодка стаскивается на телегу, свозится на воду и возвращается на место в одиночку пусть и с душераздирающим скрипом гелькойта по тонкому войлоку, но без проблем, даже девушками (хотя вдвоем веселее), и только хлебнувшие воды требуют помощи.
Основная проблема с поломками. Юзаное в хвост и в гриву бесхозное имущество неизбежно "убивается". Школа платит за ремонт лодок своим же тренерам ровно по той же таксе, что и за занятия. Летом каждый из них проводит минимум один день в неделю в мастерских, а некоторые и вовсе с трудом выбираются тренировать. В разгар сезона, когда каждый день на воду выходит до 40 школьных лодок (в школе по десятку Оптимистов и Лазеров, двадцать с чем-то и Club 420 и 30+ разных Flying Junior, в прокате только последние), каждый замеченный дефект заносится в ведомость по лодке (все подшиты в папки), дефектные запчасти получат временные ведомости, выполненные работы отмечаются там же. Сейчас проще - найденные дефекты стараются ликвидировать по мере поступления не заморачиваясь писаниной, что эффективно, но глобально неправильно, нет учета времени и запчастей. К учету пытаются присобачить компютер потому что давно пора считать что дороже - ремонтировать старые лодки или покупать новые, наверное в следующем году сподобятся.
Есть швейная машинка, всякая пилильно-сверлильно-шлифовальная техника, ручной инструмент до клещей для обжимания тросов включительно, бухты тросов, веревок и резинок и коробки с запчастями. Ну и смола-шпаклевка и т.д, чего я еще даже и не касался - меня, как и прочих вечерних тренеров, к ремонтам не привлекали. Только в последние дни в свободное время поковырялся немного, например первый раз за последние 20 лет накладывал марки на свежеотрезаные (точнее - отплавленные электричеством) буксирные...

Наверняка что-нибудь забыл, но уже совсем поздно.
Фотки надо?

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
snake_d_ha
Sep. 29th, 2011 06:39 am (UTC)
Как категорически не похоже на нашу школу.

Как минимум тем же "только хвалить".
ugputu
Sep. 29th, 2011 01:57 pm (UTC)
Ну, "только хвалить" не совсем верно. Критиковать не ученика, а ошибки - правило жосткое, но ошибки таки того, исправляют. Другое дело - щедро сдабривать процесс исправления ура-ура-комплиментами.
snake_d_ha
Sep. 29th, 2011 02:23 pm (UTC)
Даже у меня не получается только ошибки, и комплиментами сдабривать. :(
az_zami
Sep. 29th, 2011 07:18 am (UTC)
Фотки обязательно :)
ugputu
Sep. 29th, 2011 02:09 pm (UTC)
Постараюсь сегодня сотворить, завтра выложить.
foozzie_woozzie
Sep. 29th, 2011 07:44 am (UTC)
"принято хвалить" - а у нас даже в школьном образовании не очень принято... но хвалят. Зависит от учителя.
описание узла прекрасно ))))
Наличие спасательного катера еще более прекрасно.
"Школа платит за ремонт лодок своим же тренерам" - о, за ремонт еще и платят! И, небось, запчасти дают.
"В прокате только FОЭ - а прочая посуда чисто школьная для обучения? Или это частное?

Конечно надо фотки!!!
ugputu
Sep. 29th, 2011 02:06 pm (UTC)
Кста, не вижу расшифровки. Что за узел получается? ;)

Запчасти лежат. "В Канаде все долго", поэтому запчасти заказываются заранее и ждут своего часа.
Платят за ремонт часами. То есть на самом деле все скорее жестче, чем было в Харькове. Ставки-то НЕТ. Есть часы занятий, на каждое положено приходить готовиться на 15 минут раньше, плюс оплачивается 15 минут сверх чтобы мог свернуть лавочку... и ку-ку. Все остальное размышление о высоком и планирование занятий - твое личное дело. Курсы повышения всего - платные, страховка на год - за мой счет, обязательная ресертификация (типа первой помощи) - тоже. Сдам на следующий уровень - получу доллар в час прибавки. Стоить мне это будет долларов эдак 250 (и 4 дня времени). В общем хотя платят чуть больше, чем кассиру в Макдональдсе, не зажируешь, даже если тебе за ремонт заплатят.
foozzie_woozzie
Sep. 29th, 2011 04:01 pm (UTC)
Тю! Булинь, который яхтмены предпочитают называть "беседкой". Только я петлю накручиваю вокруг руки в которой уже держу второй конец, а потом продергиваю хвост.
foozzie_woozzie
Sep. 29th, 2011 05:26 pm (UTC)
хотя с тем же успехом может быть банальный прямой. и, наверное, он и имелся в виду.
Посыпаю голову пеплом )))
ugputu
Sep. 29th, 2011 10:41 pm (UTC)
не-не, как раз bowline ака беседочный.
foozzie_woozzie
Sep. 30th, 2011 06:33 am (UTC)
Ссыпаю пепел обратно
)))
Значит, мне не зря показалось, что ради прямого нет смысла городить такой огород.
yuka13
Sep. 29th, 2011 07:50 am (UTC)
из устных бесед запомнилось про жилеты на пирсе.
yuka13
Sep. 29th, 2011 07:50 am (UTC)
из забыл спросить: обучение на воде с яхты или с катера?
ugputu
Sep. 29th, 2011 02:08 pm (UTC)
у нас, только у нас
Водохранилище водозаборное, в нем не разрешают ни купаться, ни серфить, ни воднолыжить, и никаких моторов кроме катера спасателей. Для детского тренера только исключение, поэтому самых мелких на оптиках иногда тренируют с моторки, остальных - только с яхты.
i_zumi
Sep. 29th, 2011 04:24 pm (UTC)
спасибо! очень качественные, полезные заметки учителя, взяла на заметку кое что)

ugputu
Sep. 29th, 2011 10:42 pm (UTC)
Пожалуйста.
Однако очень интересно что именно. У тебя-то опыта побольше моего будет...
i_zumi
Oct. 1st, 2011 08:31 pm (UTC)
например, вот это: "придумать как запихать достаточно информации чтобы ученики могли начать бороздить воды как можно быстрее и с минимумом трудностей одновременно"

и игры со взрослыми учениками!

потом, опыта у меня не больше, и вообще, он заржавел)

удачи!
nsg21
Oct. 1st, 2011 04:02 am (UTC)
> Представьте себе, что вот этот конец веревки у нас дерево,

По моему такое описание непродуктивно. Из личного опыта: когда я в своём (уже бывшем своём) яхтклубе проходил обязательные курсы, со мной в одном потоке шли другие студенты. Узел этот нам именно так и описали. Те кто не знал как его вязать, этого так и не поняли, хотя считалку запомнили дословно. Основная проблема в том что "норку" можно сделать минимум четырьмя различными способами (слева, справа, верть-круть и круть-верть). Причём даже если случайно сделать правильно, то всё равно узел может не уложиться. А неправильно уложенный узел, как ты и без меня знаешь, несмотря на теоретико-узловую эквивалентность исходному, работать не будет.

Мораль такая -- считалка поощряет бездумное воспризведение движений, в то время как для успешного вязания узла надо понимать что происходит. Соответственно, считалка -- лишняя и вместо неё лучше ещё раз показать, а ещё лучше объяснить что где или, например указать на родство с sheet bend, как они его называют.

ugputu
Oct. 1st, 2011 04:34 am (UTC)
Действительно, приходится еще тратить время на то чтобы показать как именно делать петлю. После этого проблемы заканчиваются... если придерживать петлю (и "дерево") пальцами. То есть две маленькие хитрости И заученная последовательность.
Что такое теоретико-узловая эквивалентность не знаю, наверное шутка.
Понимать что происходит не получается. У большинства - точно не получается. В шкотовом (sheet bend) получается относительно легко, но мы его учим сильно позже, в прямом (reef) почти у всех (и то мучаемся), а в беседочном, да после 1-2 первых занятий - почти ни у кого. Я тоже тупой, привык в одну сторону петлю вертеть, и при переходе на другую сторону представить себе сходу надо ли верть-круть или круть-верть уже не могу, разве только в голове прокручивать как бы я это делал одной рукой вокруг себя - геморрой и низкая производительность. Проще заучить движения телом. Для этого заучивания считалка отлично подходит.

Кстати, я (после этого "обязательного") учу вязать этот узел еще двумя способами - вокруг себя и методом "петлю положить на дерево чтобы оно было посередине, выдавить его чуть вверх и продернуть конец под ним (но поверх петли)". Если размер петли не принципиален (например, когда швартуемся) - так проще и быстрее. Если же нужно маленькую и аккуратную - увы, все равно повторяю базовую последовательность.
nsg21
Oct. 1st, 2011 05:55 pm (UTC)
> Что такое теоретико-узловая эквивалентность не знаю, наверное шутка.

Никаких шуток. Есть раздел математики, теория узлов. Отношение к теме беседы имеет такое: если воспроизвести движения правильно, то получишь узел эквивалентный (с точки зрения этой теории) исходному. Но чтобы узел работал, этого недостаточно, надо чтобы ещё и "форма" (которая для теории не важна) была правильная.

> привык в одну сторону петлю вертеть

Да, да. Если надо завязать в необычной ориентации, например вверх ногами, то начинаются мучения. С третьего, четвёртого и более раза. Именно поэтому и важно понимать чего именно ты пытаешься добиться когда делаешь движения. Чтобы можно было в том случае, когда именно эти движения по какой-либо причине выполнить нельзя, выполнить какие-нибудь другие чтобы прийти к тому же результату.
ugputu
Oct. 1st, 2011 06:18 pm (UTC)
надо голосом поговорить. Потому что я не понимаю как можно воспроизвести движения правильно, и при этом получить неработающий узел.

В необычной ориентации а уже приловчился "переворачивать" узел целиком.
( 21 comments — Leave a comment )