?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В очередной раз взялся за классическую "Start to Win" Эрика Твайнейма. Ее в 2009м переиздали с заменой некоторых фотографий. Замены скорее забавны, чем удачны. Первая же новая фотка не соответствует описанию. На ней два Оптимиста на фоне густо заросшего берега, а чуть вдалеке торчат пирамидальные тополя, пара многоэтажек и высокая кирпичная труба. Не слишком похоже на Англию. И да, на парусах номера 6340 и UKR6. Гы-гы.
Ладно, к теме.
Во второй главе разницу между истинным и вымпельным ветром рассматривают на примере прелюбопытного парусного судна Crossbow, установившего свой первый рекорд скорости незадолго до выхода первого издания в 1973 году. Заодно был упомянут и сам рекорд - 26 узлов.
Дай дураку число, он себе лоб расшибет, и читателям плешь проест.

Корпус судна при движении "раздвигает" воду перед собой, а поскольку вода практически несжимаема - вытолкивает ее вверх-всторону, образуя волны, на что тратится энергия. Чем больше скорость - тем выше и длиннее получается волна, и тем больше тратится энергии. Когда волна становится равна по длине судну, сопротивление движению оказывается настолько большим, что большинство судов (обычных-привычных, не использующих специальные трюки) не может его преодолеть. Следствие: чем судно длиннее - тем проще достичь высокой скорости. Что еще можно сделать? Чем уже корпус судна - тем меньше воды надо вытолкнуть, и тем проще разгоняться. Проблема в том, что узкое судно может и на волне перевернуться, а уж нести много парусов и подавно никак. Выход найден в создании многокорпусных судов. Расстояние между корпусами большое, поэтому многокорпусники трудно перевернуть ветром, но каждый корпус относительно узкий, поэтому сопротивление невелико.


К сожалению, хороших фотографий Crossbow ("Арбалет") раскопать не удалось, но уж что есть.

Узкий и длинный для минимизации волнового сопротивления главный корпус, на который поставлена здоровенная мачта с огромными парусами. Для облегчения конструкции, второй корпус сделан маленьким и легким, что позволило вынести его на очень длнной балке, компенсируя малый вес длиной рычага.
Правда, такая лодка может идти только имея ветер справа, но для регистрации рекорда достаточно пройти мерную дистанцию в одну сторону.
Мировой рекорд 1972 года (средняя скорость на 500 метровом отрезке) = 26,3 узла или чуть меньше 50 км/ч. Запомним.

"Арбалет" заменил "обычный" катамаран "Арбалет-2", а потом оказалось, что парусные доски, скользя по поверхности воды, разгоняются куда легче больших судов, и мировой рекорд скорости у "Арбалета" отбрали. Строить дорогостоящее судно, не способное побить доску с парусом за пару тысяч долларов, глупо, и какое-то время на монополию лихих парней в синяках (вода при падении в/на нее на такой скорости кажется довольно твердой) никто не покушался, аж до 1993 года, когда рекорд отобрал "Yellow Pages Endeavour". Номинально, у него было три корпуса, но не как у обычных тримаранов, а два друг за другом с подветренной стороны, а третий, в котором размещался пилот в кокпите - с наветренной. То есть, этот тримаран мог идти только в одну сторону, и на самом деле был тем же проа, только с разделенным надвое главным корпусом.
Для достижения высокой скорости, все три корпуса сделаны глиссирующими как у катеров или парусных досок, а парус - жестким как крыло самолета.


Рекорд 1993 года = 46.5 узлов
Сёрферам понадобилось аж 10 лет и неизвестные мне ухищрения чтобы побить этот рекорд (буду признателен если кто-нибудь расскажет подробнее), но они справились. В середине двухтысячных доминировали доски под парусом, а потом их сменили доски, влекомые парашютами (см. постскриптум). В 2009-м рекорд скорости ненадолго перехватил огромный тримаран на подводных крыльях, но его рекорд (прибавка менее одного узла) простоял лишь год, и был побит очередным кайт-сёрфером, причем сразу на 3 узла, и серферы продолжали доминировать аж пока в 2012 году их не побила еще одна экзотическая конструкция под названием "Vestas Sailrocket 2"
Надо говорить, что это тоже проа?


Ее создатели успешно разрешили целый букет технических проблем, и мировой рекорд 2012 года лишь немного не дотягивает до 66 узлов.
Да, эта нелепая рыжая конструкция в сильный ветер способна идти быстрее 120 км/ч.
Рекордный заезд (видео).

Однако же, к чему это я это все.
Во-первых,
1972 = 26 +20
1993 = 46 +20
2012 = 66 ???
Очень интересно посмотреть как долго будет сохраняться темп по узлу в год, и какие еще конструкции с парусами смогут побить неизменно возвращающиеся экстремальные проа.

А во-вторых пора, наконец, поделиться той самой мыслью, что взорвала мне моск при упоминании мирового рекорда в 26 узлов на суперпуперэкстремальной посудине, которая даже повернуть сама не может.
Разглядывал недавно лодки для гонок одиночек через Атлантику. Не пижонские тримараны, управляемые джойстиками (там каждый парус сам по себе весит сотню кило - без электромоторов никак) по миллиону денег за штуку, а для простых. Шесть с половиной метров длины, три метра ширины - вот и все, что гонщику позволено оседлать. Зато недорого. Новые посудины продают за 55к денег
И вот этот ширпотреб разгоняется, если верить вики, до 25 узлов.
Да сами посмотрите...


З.Ы. Прошлый пост о прогрессе плавсредств с парусами, в том числе содержащий видео с кайт-сёрфами и экстремальным тримараном на подводных крыльях тут

З.З.Ы. Посты с видео и иллюстрациями отнимают кучу времени. Куда больше, чем оставить комментарий. Понравилось? Лайкни! Не знаешь как - не чурайся классики. "ЖЖошъ!" или "Афтар, пеши исчо!" - вполне подойдут.

Comments

yuka13
Apr. 30th, 2014 07:47 am (UTC)
лайк!