?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Век живи, век учись

Паруса всем возрастам покорны.
Еще в Харькове видал в гонках и шестилетних пацанов и шестидесятилетних мужиков, и уже тогда знал, что ветеран-рекордсмен среди участников Олимпийских игр был именно яхтсмен 67 лет от роду (кажется, рекорд недавно перешел к стрелку из лука), но если специальных детских гонок в любой стране полно, то ветеранскими заморачивались не везде. Да и к чему? По мере взросления яхтсмены обычно пересаживаются на лодки побольше-посолиднее, в обращении с которыми рефлексы и физподготовка нужны не так уж сильно, а опыт и умение обращаться с техникой на больших лодках в цене. Недавно почивший Ханс Фог, например, завоевал серебро в Неаполе в 1960 году на Летучем Голландце, а потом бронзу в Солинге в Лос-Анжелесе в 1984, двадцать четыре года спустя, в сорок шесть лет, а Пауль Эльвстрём (на 10 лет старше) там же стал четвертым в катаматане "Торнадо" - лодке очень непростой, через 36 лет после первой своей медали. В общем, у кого ягоды в пороховницах есть - те найдут чем поразвлечься, но в сообществе гонщиков на моих любимых Лазерах считается, что уже после 45 люди начинают уставать от жизни, и для них проводятся чемпионаты отдельно от полного сил молодняка. Большинство моих нынешних знакомых/соперников на такие соревнования регулярно ездит, некоторые даже на стариковские чемпионаты мира заявлялись. Оно и прикольно и необидно, потому что называются они "соревнования Мастеров".
Пора и мне. Сейчас возраст допуска снизили до 35 лет, просто "мастерам" ветеранам (45-55) дают скидку в 10% результата относительно "подмастерьев", "гранд-мастерам" (55-65) в 20%, а "гранд-гранд-мастерам" (65+) и все 30%. До мастеров мне еще полтора года - достаточно времени чтобы научиться прилично с лодкой обращаться. Откуда такой оптимизьм у предпенсионера? Только что вернулся с очередных гонок, четвертых уже в этом сезоне, и результат налицо. Дурковать все равено дуркую, но на этот раз, пусть и "на своем поле", и в приятным мне несильный ветер, но все же выдрал второе место, с огромным отрывом от третьего, и не так уж много уступив признанно лучшему лазеристу, и одновременно старшему тренеру провинции, тридцатилетнему профессионалу, не проигрывавшего тут регаты вот уже скоро десяток лет как. Выиграл четыре гонки из десяти, в том числе все три гонки воскресенья. Не уверен, что кто-нибудь еще в Альберте может похвастаться, что "обидел" Иэна три раза подряд.
Отдельно приятно, что я его не только обходил наглыми смелыми тактическими ходами, но часто бил и по скорости. То есть он все равно меня на голову выше, да и вообще кто только меня в этом году не бил, в том числе взявшие шкоты в руки всего несколько лет назад, но...
Уверен, что сейчас я хожу под парусом лучше, чем когда бы то ни было, а так же, что расти еще есть куда, и это вполне возможно.
Полтора сезона на подготовку. Отсчет пошел. Осталось забороть лень и природную осторожность, и практиковаться в первую очередь там, где больше всего проигрываю, то есть вне зоны комфорта...

Программное заявление сделано, а нужны ли кому здесь конкретные наблюдения... очень сомневаюсь.
Я не только по долгу службы изучил местные программы курсов и рекомендации по технике и тактике, но и составил представление о применимости в разных условиях, кое что делаю совсем не по ним - и получается.
Если вдруг интересно - всегда буду рад обсудить/поделиться.

Comments

ugputu
Jul. 21st, 2014 01:01 pm (UTC)
У меня тоже далеко не так хорошо получается, как хотелось бы, но сочетание четвертых соревнований за два месяца (против пары за сезон как раньше), да на своей воде, да по милому сердцу ветру, короче, когда ВСЕ в мою пользу - тогда видно, что и что сам не безнадежен, ошибок делаю не так уж много, и соперники не так страшны.
snake_d_ha
Jul. 21st, 2014 05:02 pm (UTC)
Ты скромничаешь.

А представь, каково там гоняться тем, кто ездит двадцатый сезон, допустим? Когда каждую горку знаешь и каждый порыв лично знаком?
ugputu
Jul. 22nd, 2014 02:50 am (UTC)
ВСЁ никогда не знаешь. Постоянно работаешь с вероятностями, ветер часто приходит из-за береговой линии, и даже когда уже видишь пятна с большим давлением, видимые как полосы ряби на воде, не знаешь, какое именно придет раньше, и какого именно направления будет новый ветер, а значит и как он будет взаимодействовать с высокими берегами, какая картинка сложится, и как она будет меняться со временем. Только предполагаешь.
Но всерьез перца добавляют живые соперники. Обогнать идущих впереди можно только если не следовать прямо за ними, выбирать другую дорогу, которую они уже отбросили как менее выгодную. То есть постоянно решаешь, атаковать сейчас, уходя в сторону от кажущейся более выгодной (как минимум им-там-впереди) траектории, или идти вслед, надеясь, что они ошибутся позже. Аналогично, идущие сзади сковывают лидеров. Даже если они пошли в сторону, которая выигрышной не кажется, стоит позиционировать свою лодку так, чтобы если они вдруг получат преимущество, иметь возможность встроиться перед ними. Хуже, если идущих сзади (но в пределах дистанции "атаки") несколько, расходящихся в разные стороны. Выбираешь одновременно выигрышную сторону на ближайшее будущее, пытаешься угадать следующие изменения, кто из соперников имеет более высокие шансы догнать, кто менее страшен (много сильнее или много слабее, и потому не конкуренты), где, наконец, идет большая группа, проигрыш которой будет тяжелее по очкам, наконец, идя в середине флота, одновременно работаешь над прогнозами для себя сейчас, пытаешься решить, атаковать или следовать за лидерами, и контролировать ли сзади идущих, или нет, и все это на фоне постоянной работы над скоростью лодки.
В относительно слабый ветер, когда скорости невелики, а полосы нового ветра относительно хорошо видны, и поддержание скорости лодки требует относительно небольших усилий, меня на прикидку вероятностей более-менее хватает. В сильный - нет :(