?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Осенние регаты

прошли по тихой теплой погоде, в поисках ветра, а не в борьбе с ним.
14bm - downwind general view

На Гленморе опять никто из местных гонщиков на вышел на старт, и я уже был готов идти к кому-нибудь матросом, но все же появились пара моих учеников и приезжий ветеран. Пересадил своих шкетов на полный парус, и так мы вчетвером и отгонялись. Ввиду слабости флота пришлось работать над стабильностью. Поставил себе в план "отдать" не больше одной гонки и провалил - проиграл две (из восьми). В одной финишировал вовсе последним, но хочется даже прикинуться агнцом - находясь метрах в 20 наветер от остальных гонщиков тупо остановился в полном безветрии, а они продолжали двигаться, добрались до пятна нового ветра, и до самого финиша я их так и не догнал. Предвидеть, что двадцать метров в сторону выведут меня из борьбы я вряд ли бы смог, и пятно нового ветра тогда еще только оформлялось... но приина ошибки была та же, что и когда я ошибся грубо и зримо. Контролировать соперника надо из ВПП, тащиться наветер хоть от соперника, хоть от группы, стоит исключительно редко. Когда уже преодолею этот дурацкий страх поворачивать чуть подветер от подходящих на другом галсе лодок?
Ожидал прессинга от учеников, но получил его только от ветерана (ему, кажется, 64), который постоянно был быстр на полных курсах.

В Честермере была традиционная серия микро-гонок, в среднем по 15 минут на каждую. Флот собрался приличный - 13 полных Лазеров и 6 Радиалов с общим зачетом и стартом. В таких условиях хорошие старты очень важны, а я в них скорее слаб - на Гленморе, где я провожу большую часть времени, флот Лазеров невелик и не силен, тренироваться стартовать в толпе не с кем. Целью поставил вписаться в первую пятерку, работать над стабильностью, не повторять прошлый год, когда выиграв половину гонок у куда более слабого флота, я закончил на третьем месте, позади не самого сильного соперника. Первые три гонки - 4й, 10й и 3й ЧУДОМ - я выходил на верхний знак последним, обошел двоих только из-за их ошибок, а потом заметил откуда подходит новый ветер, обошел считающиеся препятствием линию старт-финиш с другой стороны, а с тем и большую часть флота (на 3 сотнях метров!).
Результаты не ужасны, но тенденция "проваливаться" налицо. Придумал как стартовать надежно, и все следующие 7 гонок не выпадал из первой пятерки от подхода к первому знаку и до финиша. Раз только потерял пару позиций, выходя левым галсом на знак, и "не вписавшись" в толпу, но быстро отыгрался.
Чтобы было понятно куда "вписываться":
14bm - upw mark rounding-

Выиграл всего только одну гонку по слабеющему ветру, и сбежал на давно назначенную встречу. На мое счастье, ветер скоро закончился совсем, и последняя, пропущенная, не пошла в зачет как и ужасная вторая. В результате опять оказался третьим, далеко позади победителя прошлого года Майкла Хупера, и старшего тренера провинции Иэна Эллиотта, но на этот раз впереди многих крепких гонщиков. Доволен и наладившимися стартами, и стабильностью, и результатом, несмотря даже на то, что в паре гонок глупо терял по нескольку мест на последней лавировке.

О стартах. Линия почти все время была косая, сторона у судна была немного выгоднее, и большая часть лодок собиралась именно там. Сколько-то стабильно стартовать из толпы удавалось только Хуперу, а остальные теряли помногу. Я решил, что если просто стартовать вовремя с ходом, пусть даже из середины с неизбежным "серпом", все равно 2/3 флота сразу будет оставаться позади. Глобальное неудобство в том, что поскольку соперники все идут правым с наветра, "прорезать" флот очень трудно, и выйти к знаку правым галсом на такой котроткой дистанции не потеряв кучу позиций практически невозможно. К счастью, я давно уже вычитал, а потом и на собственном опыте убедился, что выходящие правым на знак, кроме буквально 1-3 первых лодок, теряют очень много (если кому интересно обоснование - отвечу в комментариях), и считаю правильным тренировать, по-возможности, именно выход левым.
Действительно, просто средний старт с середины уже достаточно стабильно приводил к 5 месту на знаке. Постепенно начал выходить к линии чуть позже - иначе, если ждать на месте, трудно защищаться от атак с подветренной стороны, некуда уваливаться чтобы набрать ход (или нужно ждать пока это сделает сосед. то есть проще опоздать) и т.д.
Вот так примерно выглядел средний старт:
14bm - start
Если расчитать время получше, если есть куда увалиться перед стартом, если не постесняться рвануть лодку на себя когда шкоты уже почти выбраны на приведении, на первый знак выходишь относительно чисто:
14bm - upw mark rounding0
раз

14bm - upw mark rounding
два (оба раза впереди Майк Хупер)

После уже разверзнется адъ:
14bm - upw mark rounding (-ug)

Еще лучше получается если разгоняться на достаточном удалении от толпы, и выходить вовремя на полном ходу как на следующем кадре:
14bm - accelerating before start
Почти всегда можно найти достаточно широкую "дыру", в которой можно не тормозить даже если покажется, что не расчитал и подходишь слишком рано - тогда просто уваливаешься (как мой сосед с подветра), и пользуясь преимуществом в скорости все равно уходишь и от подветренных лодок тоже.

Вот это результат хорошего старта на скорости:
14bm - after start
Эту гонку я выиграю чисто.

Еще, конечно, важно поддерживать хорошую скорость на полных курсах, что в большинстве случаев значит искать ветер, ходить чужими галсами, поддерживать продольный и поперечный баланс, рулить весом. На самом первом снимке я пренебрегаю чужаком в пользу првого галса для защиты позиции, и раздумывая куда податься, иду почти без крена, а на следующем наоборот - на пределе:
14bm - downwind
Есть, есть еще над чем работать, но в целом скорее выигрываю, чем проигрываю.

Наконец, в новой программе важное место занимает навык торможения лодки на полных курсах, необходимый чтобы чтобы не попасть "в колесо" как на этом страшном кадре
14bm - downw mark rounding mahem
Ужа на многих регатах применял чтобы, пропуская лодки впереди, не уходить от знака, не открывать проход идущим сзади. Пару раз отыгрывал позиции, ныряя между отодвинутыми на внешний радиус и знаком. Стоит тренировать.

Да, еще наблюдение. Если в слабый ветер на гладкой воде я не могу на лавировке идти достаточно остро и быстро одновременно, и на плавниках нет водорослей, значит парус слишком пузатый - надо добрать outhaul ака оттяжка шкотового ака грота-шкот. Если же меня уделывают в тот же слабый ветер на толчее - значит outhaul надо не забыть растравить еще, а самому надо срочно перестать "резаться". Вроде "детский сад", а все равно бывает теряю, особенно на волне плохо хожу потому что привык уже на своем Гленморе "резаться".

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
foozzie_woozzie
Sep. 28th, 2014 08:17 pm (UTC)
These fotos are from the second race you mentioned? I failed to count only four boats )))

Well, why do you think that starboard-tack boats have worse position near the mark?
ugputu
Sep. 29th, 2014 02:36 am (UTC)
Nope. That's a mix of photos from different races and I'm not really sure what race is pictured in any particular photo, just guessing.

Also, I've never told that boats, approaching upwind mark from starboard have worse or even bad position. Although, statistically speaking, boats approaching from starboard usually loose more time then their port-side opponents. Here is the explanation. When number of boats make themselves aligned on the starboard layline, they already affect each other ability to sail fast, so some of them thinking of sailing little longer upwind to get clear air. Every incoming port-tack boat have a choice of tacking to leeward from other boats, if they think they are above layline, but this reason is hard to proof and such decision is very risky, and this boat shall sail dirty wind, or they can sail above the layline and tack over the fleet. If the fleet is large enough, there will be a lot of boats sailing above layline, casting wind shade on sailing below them, and forcing those boats to loose positions or... yes, to do a double tack to get fresh air by sailing even further upwind from the layline, forcing other boats in turn to do the same and so on. ALL the boats in such upwind build-up sail either further or slower (or, possibly, both) then those ready to take the risk of port-side approach. Yes, starboard-tack boats have right of way, and port-side approach is still risky, but statistically speaking...

Edited at 2014-09-29 02:50 am (UTC)
foozzie_woozzie
Sep. 30th, 2014 05:23 pm (UTC)
I am sorry my answer took so long.

Ok, I've got it.
Speaking of my own small experience, it's really possible to sail into long row of starboard-tacked boats and get a problem with tackling. But may be I just haven't met fleet big enough.

Sorry, what do you mean by "layline"? A proper course?
ugputu
Oct. 6th, 2014 04:57 am (UTC)
Sorry for delay.

Layline (for Laser sailors*) is an imaginary line you need to sail on close hauled course to fetch the upwind mark.
If there are no competitors around, you should always make your final tack towards the mark into layline.
You can find better explanation and a pictute here: http://www.marklorion.com/p/about-laylines.html

Laylines "exist" ONLY towards the marks while proper course can be determined at any moment after start anywhere on the race course. Also, it is usually not wise to get to the laylines too early.
Here is another article about mark rounding that explains why it is not a good idea to actually sail laylines for long time in fleet racing: http://www.uiowa.edu/~sail/skills/racing_basics/chap5.shtml


* - For high speed boats like skiffs there would be also downwind laylines for those boats loosing speed sailing below broad reach and so they have to gybe into laylines on the way to the downwind marks.
lutik_ru
Sep. 29th, 2014 02:30 am (UTC)
Мы тоже на последних гонках пришли к выводу, что стартовать лучше с разгона, на полном ходу. Все попытки стартовать из толпы получались хуже.

Edited at 2014-09-29 02:31 am (UTC)
ugputu
Sep. 29th, 2014 02:47 am (UTC)
Я вообще не люблю терять время в локальных битвах и предпочитаю постоянно идти быстро на чистом ветру, даже если для этого приходится уходить чуть в сторону от "идеальной траектории".
yuka13
Oct. 2nd, 2014 11:52 am (UTC)
а у нас по осени голландцы из 6 лодок, выходивших летом, только три готовы были выходить по осени. Одну регату не пошел один, второй за компанию. Следующую наоборот. В итоге ПФХО отменила регату "Закрытие сезона" вообще(((
ugputu
Oct. 2nd, 2014 02:20 pm (UTC)
Досадно...
yuka13
Oct. 2nd, 2014 02:50 pm (UTC)
настолько досадно, что пошел искать не совсем мертвый лучик в качестве запасной лодки. Дабы в таких случаях поддержать другой класс.
ugputu
Oct. 2nd, 2014 09:26 pm (UTC)
Вот это правильно. Тем более, как показывает практика (см. №192956), слух о том, что оптимальный вес критичен для хороших высуплений, сильно преувеличен.
yuka13
Oct. 3rd, 2014 07:35 am (UTC)
кстати, посоветуй пару книжек (я так понимаю, они будут скорее на английском): одну для начинающих лазеристов и что-нибудь для продвинутых.
Опытным путем я нашел чужой галс, а потом подсмотрел и расстравленную оттяжку на чужом галсе. Ну и про шкотовый на лавировке, тоже нашупал, хотя морских особенностей мне взять было не откуда. Но качество харьковских лазеров уже ниже плинтуса, потому хочется правильной теории.
ugputu
Oct. 3rd, 2014 04:10 pm (UTC)
Я порекомендую ;)
http://ugputu.livejournal.com/324114.html и дальше по ссылке
Со временем все меняется, из всех я думаю перечитать разве только самую старую и тонкую, от чемпиона мира 1980-го года, где выделены критически важные области, и много хороших советов по тактике, а остальные в лучшем случае многабукаф при вполне тривиальной информации. Такое я сам могу натрындеть с любого места (а кое что даже буквами написал на вражеском языке), а что не могу - такого в книжках пока не находится, такое продвинутые тренеры держат для своих.
К тому же, аглицкие книжки редко удается найти в сканах, а если за деньги на бумаге... так неужто на русский ни одну не первели?

А еще (кроме скайпом трындеть со мной - у меня времени будет зимой скорее всего) порекомендую полазить по ютьюбу. Там пропасть полезных видео. Вот это, например: https://www.youtube.com/watch?v=hF2eK6sCOrI
Там полно не только коротких учебных роликов, но и гонок в записи, и там можно разглядывать технику на всех курсах, настройки неплохо видны.
foozzie_woozzie
Oct. 6th, 2014 12:54 pm (UTC)
Yeah, I want an advise too. May be you can name the book? May be, the scan exists...

And I have told my husband a year ago that he shouldn't repair a Dutchman, but my old Boom. He already started.
foozzie_woozzie
Oct. 6th, 2014 01:01 pm (UTC)
Так это. Нашел?
yuka13
Oct. 6th, 2014 03:17 pm (UTC)
пока не скажу.
foozzie_woozzie
Oct. 6th, 2014 06:50 pm (UTC)
таинственный, чо
( 16 comments — Leave a comment )