?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я всегда очень любил соревноваться, и всегда был посредственностью, что угодно возьми - от шашек и преферанса до парусных гонок. В моей карьере поражений больше чем побед, но большинство поражений забыто, и только некоторые навсегда застряли в памяти своей уникальной позорностью. До сих пор каждое было позорно по своему, но нынче мне удался отличный сиквел.

Почти точно двадцать шесть лет назад, в конце марта 1989 года, команда клуба Юных моряков выступала на Первенстве Краснознаменного Черноморского флота в городе-герое Севастополе. Детских лодок в Севастополь свезли прорву. Не помню точно каких сколько, а "Лучей" на старте было сто двадцать с чем-то штук. Погода радовала непостояноством. Гонки отменяли и из-за шторма, и из-за штиля. В это утро ветра было чуть, и на дистанцию внутри выпустили только самых шустрых - олимпийский класс "470". Если у них все пройдет нормально, следующих тоже выпустят, и это скорее всего быдем мы. Тренер вытащил нас на холм над яхт-клубом, достал бинокль, и когда "семидесятки" разошлись по дистанции после старта, велел следить за самыми крайними (записали номера) и серединой. Первой к поворотному знаку вышла крайняя лодка слева. Все поняли? Дааа! Идти налево - значит и стартовать надо слева - это я уже тогда понимал, но одно дело понять, другое - выгрести на левый край в жуткой толпе и толкотне когда давления в парусах почти не чувствуется. Стартовал привычно отвратительно, во втором или третьем ряду, и не с самого краю. Собственно, по правилам именно идущие налево имеют право дороги, поэтому большая часть флота сначала туда и идет. Проблема в том, что когда все идут в одну сторону, на всех ветра не хватает, особенно слабого ветра. Лодка еле двжется, и чтобы хоть получить хоть какой-то ход я отвернул направо... но я же помню, что надо налево? Через 15 метров поворачиваю, и только разгоняюсь, как какая-то лодка поворачивает налево передо мной и опять закрывает мне ветер. Тошню за ней, но вскоре не выдерживаю, и опять отворачиваю направо в поисках чистого ветра. После четвертого раза, я увидал знак почти точно впереди, и даже немного слева, то есть я двигался по самой середине и даже забрал вправо. Знак огибал не последним, но лодки позади можно было посчитать, то есть точно во второй сотне. В ярости на собственную тупость пропустил даже девушку из другой харьковской команды, до того впереди меня не замеченную. Это позже она станет чемпионкой Украины на Луче-мини, а пока что я чувствовал себя просто идиотом. Это светлое чувство было со мной до финиша, пока я шел к берегу и разоружал лодку, и даже еще немного. А потом, на разборе, тренер посмотрел на нас как на говно и добил: "а Гена Стаселович сделал как я сказал, и эту гонку выиграл".
Да, Гена у нас в команде был звездой, у него от природы талант, он даже не выигрывая двигался куда красивее победителей, но все же в предыдущей гонке мы были тридцатый и семидесятый, а не первый и 117й. Знать прикуп - и получить "паровоз"...

После финиша третьего этапа виртуальной регаты я немедленно полез смотреть видео о прошлой кругосветке. Что нас ждет? Да, погода никогда в точности не повторяется, я уже проиграл второй этап из-за неприятной смены ветра хотя вроде бы шел путем победителей, но все же ключевые точки можно понять.

Если коротко, лодка "Пума" стартовала позже других и в штиль, и очень серьезно отставала. Она пошла севернее всех остальных, в сторону Тайваня, и оттуда, получив более сильный ветер, обогнала почти весь флот. Только лидер "Групама" успела отыграть на север и встроиться перед "Пумой", и свое преимущество перед остальными лодками они удержали до финиша. Хуже всего пришлось самым южным лодкам, которым пришлось прорываться месду Соломоновыми островами. Посмотрел, запомнил "север, Тайвань - гут, Соломоновы острова - сакс", отправил ссылку знакомы, с которыми вместе бороздим нарисованные океаны...

Правильно, к Тайваню я не пошел. От Китая к Филиппинам мы вышли одним галсом, и забирать на север до Филиппин было невозможно. Точнее, я шел насколько мог севернее даже ценой проигрыша в скорости, и к северной оконечности Филиппин вышел в середине флота. Дальше можно было или сразу быстро идти к цели под берегом, или накинуть в сторону Тайваня в сторону более сильного ветра, но этот сильный ветер шел полосой может быть в полсотни миль, а потом становился все слабее, а у берегов Тайваня и вовсе были штили. Я шел в море часа четыре, и повернул в сторону финиша, чуть мористее основной массы флота, но далеко не самым крайним, и только на следующий день обнаружил, что часть лодок к Тайваню таки пошла. Они отвернулим на север раньше нас, и шли по слабому ветру УДАЛЯЯСЬ от финиша, и в сторону еще более слабых ветров одновременно. Мы в чате их перспективы обсудили, сочли неважными - и вернулись к своим лодкам. Через несколько дней мы узнали, что реальный флот пошел куда мористее нас, но две лодки из них таки ушли дальше других, удаляясь от цели двое суток, но уже поймали там пассат, и остальные лодки опасаются, что эта пара выиграет этап. Однако пробиться на север без серьезных потерь невозможно, поэтому они постепенно выбирались на север, а северная лодка, избежавшая проблем с парусами, вырвалась в лидеры. Мы же, будучи еще ближе к берегу, отрулить туда не могли тем более. Ветер тянул нас в сторону Соломоновых островов. То есть как тянул, просто только в ту сторону мы могли идти хоть сколько-то быстро. Шары мчались в лузу. Кто быстрее, ближе к Филиппинам, кто медленнее, как я, пытаясь придумать как бы все же не попасть в штили между островами, обойти их с севера... но насчупать приемлемый вариант никак не удавалось. Решение мне подсказали. Нужно обойти Новыю Гвинею с юга, а не с севера, и там, у берегов Австралии, ветер куда лучше, пусть даже и нужно преодолеть большее расстояние. Я решительно повернул на юг, пристраиваясь в самых хвост бегущих к Австралии.
Единственно, что я могу сказать в свое оправдание - три победителя предыдущих этапов пошли тремя разными путями. По ним же и удалось проверить какой из них выгоднее.
"Тайваньцы" выиграли у "Австалийцев", а пошедшие посередине проиграли всем.
leg4
К сожалению, и северная и центральная группа получились желтыми линиями, а в южной зеленая линия - одного из лидеров, красная - моя траектория. Решительный проигрыш состоялся к востоку от Филиппин когда я долго медленно шел посередине, а потом нырял на юг догонять уходящих к Австралии (красная линия отрывается от желтой и оранжевой, и соединяется с зеленой). Потом еще пару раз помногу терял на неудачном изменении прогноза, к утру обнаруживая, что иду в штиль вместо более сильного ветра, и уже под финишем, когда сел на мель. Итого еле вылез из 5 тысяч. А мог бы быть в 5 сотнях. Если бы не пожалел времени покрутить карты пока не пойму ПОЧЕМУ надо идти к Тайваню, за счет чего получается выигрыш.
Между "слышал звон" и пониманием - бездонная пропасть, и нет ничего хуже недостаточных усилий.

Comments

ugputu
Mar. 5th, 2015 04:53 pm (UTC)
Список необходимого обширен, достаточного - бесконечен, принципиально неисчерпаем. В том числе потому, что включает в себя ошибки других субъектов, нами никак не контролируемых.
Верный стратегический выбор, вне всяких сомнений, часть необходимого.