?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


1. Виды ценообразования:
а. "Простое". Каждый перелет стоит сколько-то денег, обычно "разумно-недорого". Чем больше расстояние И чем больше пересадок - тем дороже выйдет. Во многих случаях, билеты вообще продаются только в пределах собственных линий, использование чужих бортов либо вообще не предусматривается, либо у авиакомпании ограниченный набор партнеров. Скидок на билеты туда-и-обратно нет или почти нет.
б. "Полный сервис" (ПС). Базовая цена выше, часто намного. Чем дальше летишь - тем дороже. Зато есть развесистая система скидок. Билет в два конца стоит не принципиально дороже, чем в один конец. Чем пассажиру менее удобно - тем дешевле. Больше пересадок - скидка, долгое ожидание в аэропорту - скидка, если ждать рейса всю ночь - скидки еще больше. Прямой билет стоит заметно дороже, чем в случае "простой" цены, зато невообразимо-дурацкие маршруты могут стоить супер-дешево. Например, дешевле всего я летел в Европу по маршруту Калгари-Сиэттл-Рейкъявик-Франфурт. Туда-обратно мне вышло меньше CAD900
В больших альянсах бывает, что каждая из авиакомпаний имеет свой индекс для каждого рейса других партнеров. Не помню уже где и когда, но наблюдая за сменой индексов в расписание, для одного из рейсов я насчитал их восемь штук...

Часть авиакомпаний работает только по простой схеме - Condor, Air Transat, например. Air Canada или Ukrainian International Airlines aka МАУ часть рейсов проводит по простой схеме, часть как "полный сервис". Например, Калгари-Ванкувер или Киев-Харьков всегда будет "простым" билетом, а Калгари-Киев, Калгари-Франкфурт или Харьков-Франкфурт - ПС (мне показалось, что Киев-Торонто - "простой" маршрут, несмотря значительную протяженность, но 100% уверенности нет). Кстати сказать, те же украинские авиалинии дают хорошие цены "из Европы в Европу" (например, Вена-Амстердам) через Киев - типичный ПС.
Это приводит к неожиданным результатам. Например, Харьков-Франкфурт через Киев мне обходился дешевле, чем Киев-Франкфурт, при одном и том же рейсе К-Фр. На ушлых пассажиров авиакомпании имеют управу - у тех кто не явился на первую часть полета, билет аннулируется.

Так же замечено, что при расчете цены по схеме "ПС", разные города имеют разный статус, причем он меняется со сменой масштаба. Например, для полетов внутри Европы, Харьков считается городом приличным. Полеты в Харьков (как и в Киев, Вену, Прагу) по неудобному маршруту будут относительно дешевы, а попытка лететь в мелкий город, например Грац или Полтаву, выйдет по ПС дороже - сдерут "за дополнительный сервис". Если же лететь через Атлантику, то там уже и города вроде Харькова (Братиславы, Штуттгарта) попадают в категорию второстепенных, поэтому Калгари-Харьков будет дороже, чем Харьков-Киев непропорционально удлинению маршрута почти всегда (до сих пор в 100% случаев).
Соответственно, если хочется непременно из Канады в Харьков, маршрут выгодно будет разбить на два (или больше) отрезков.

в. Лоукостеры. Очень похоже на простую схему, но цена билета может быть любой, вплоть до "нуля". В отличие от активно впаривающих дополнительные сервисы "обычных авиакомпаний" (будь то "простой" Condor или почти однозначно ПС Люфтганза), не заплатить лоукостеру за дополнительные услуги совсем ничего очень трудно. Например, за платеж кредитной картой берется комиссия в десять долларов, а другие методы оплаты через интернет просто не предусмотрены (Air Baltic емнип). Плюс к аццким ценам на еду, развлечения или выбор места в самолете, они принципиально расчитывают что кто-нибудь ошибется (например, забудет распечатанный boarding pass дома), и будет вынужден заплатить непропорционально много (RyanAir берет за это $60 - за себя, и за соседа, ошибки не сделавшего). Но хуже всего то, что они часто летают между аэродромами третьего сорта, названия которых вводят в заблуждение. Например, Frankfurt-Hahn расположен от Франкфурта больше, чем в 100 км, и доехать туда можно только автобусом. Оцените предлагаемые маршруты.

Зная с какой системой имеешь дело, можно самому подбирать маршруты лучше, чем это делают поисковики. Большая часть из них хорошо работает с ПС, простыми "простыми" маршрутами и лоукостерами, но не умеет набирать цепочки из простых маршрутов. Этому есть объяснение. Если билет куплен у одной компании, она обязана довезти пассажира до места назначения. За опоздания (по их вине) можно пытаться содрать с них денег, но даже если настойчивости не хватит, по крайней мере, билеты почти наверняка билеты будут переделаны бесплатно, а если придется ночевать, то гостиница за их счет. Взявшие билеты в разных местах должны прилично доплачивать за возможность переделки билета и/или рискуют потерять все рейсы, на которые опоздали.
Естественно, для надежности приходится брать билеты на рейсы со значительной разницей во времени. Иногда это смертельно неудобно. А иногда очень даже выгодно. Я отношусь к этому как к возможности бесплатно (а иногда и за отрицательную цену) заглянуть в города, до которых иначе не добрался бы. Мы таким образом посмотрели (по цене меньшей цены гостиниц) Лондон, Афины (билеты Калгари-Лондон-Афины + Афины-Киев вышли дешевле, чем находившиеся поисковиками разумные варианты Калгари-Киев), а 2 июля я экономлю больше полутора сотен долларов, разбивая маршрут Вена-Калгари шестью часами в Амстердаме. Если самолет из Вены не опоздает, у меня будет достаточно времени чтобы тщательно прочесать Морской музей. При этом я понимаю, что есть вероятность опоздать больше, чем на 6 часов. Например, я как-то опоздал в Лондон из Калгари больше, чем на 8 часов. Но сейчас у меня билет от Австрийских авиалиний из Вены, и это июль, а не ноябрь.

б/н. Понимать где у какой авиакомпании "гнездо", и что эта авиакомпания вообще может, изрядно помогает при планировании маршрутов. В Вене у австрийцев, так же как во Франкфурте у Люфтганзы, запасной самолет найдется всегда, запасной самолет от Air Canada в Калгари был вызван из Ванкувера, где ему впопыхах искали экипаж, а у Азорских авиалиний (см. ссылку выше) запасного самолета просто нет. Так же вариантов найти разумно-дешевые билеты с пересадкой в Хьюстоне или Франкфурте намного больше, чем в сравнимых по размеру Сан-Антонио или Нюрнберге. Знать куда из ваших мест летают "простые" компании тоже не лишнее.

2. Зависимость цены билетов от времени бронирования.
Насколько я понимаю, цены на билеты проходят четыре фазы, из которых я знаком только с тремя.
Фаза 1 - задолго до. Билеты оцениваются исходя из растояния, схемы ценообразования, "неудобств" (при ПС), предполагаемых курсов валют, а так же предполагаемой загруженности самолетов в день вылета. То есть, даже если подсуетитсья за год, билеты под Рождество совершенно точно не будут дешевы. Скорее всего (это уже домыслы), не буду дешевы или билеты перед концом школьных каникул, вокруг дат Чемпионата мира по футболу в города, принимающие матчи полуфиналов и финала и т.п. Вполне очевидно, что все события всех уровней отследить совершенно невозможно, поэтому сильно заранее билеты скорее всего будут иметь "среднюю" цену.
Фаза 2 обычно начинается месяца за три до вылета. К этому времени (все это мои догадки, никто мне кухню не раскрывал) становится возможным оценить потенциальную загруженность рейсов, и начинается период, когда билеты можно купить с серьезными скидками. Билеты на потенциально незаполняемые по обычным ценам рейсы идут с большим дисконтом. Потенциально переполненные рейсы, наоборот, дорожают. В какой момент сказать не могу, потому что мне никогда не хотелось за ними следить. Для всех недозаполненных рейсов существует квота, которую я оценить не могу, после исчерпания которой начинается
Фаза 3. Скидки на рейс отменяются, билеты еще есть (скажем, 10-30% от вместимости), но они "пропадают" из поисковиков, "утопая" в сравнении с более дешевыми вариантами.
Фаза 4 должна наступать за считанные дни до вылета, если остаются нераспроданные билеты. Я слышал полярные мнения о ценах на билеты, от освежающе-шокирующей дороговизны, до "за полцены если подойти в кассы часов за 6 до вылета". У меня опыта нет.

Чем дальше, тем больше укрепляюсь во мнении, что в охоте на билеты важна решительность. Увидел действительно хороший вариант - хватай. Иногда скидки на устраивающие даты исчезают буквально на глазах. На неделе мы взяли паузу "до утра подумать", брать ли "неудобные" билеты из Киева в Калгари с ночевкой в Нью-Йорке за 612 канадских, против 820 долларов за более удобные. На следующий день в 11 утра они стоили 735, что даже на 2 билетах не отбивало стоимости гостиницы и переезда в другой аэропорт. Еще на следующий - 810, и я взял "удобные" за 860. Они тоже заканчивались.
Можно сколько угодно придумывать оправдания вроде "ну я же еще не проверил все варианты билетов в другую сторону", но упущенная халява улетает навсегда.

Флуктуации цены и очистка браузера.
Цены на билеты приплясывают вместе с курсами валют, иногда по нескольку раз в день. Весьма неприятно отказаться от покупки билета потому, что он за день подорожал на 30 долларов, если завтра квота билетов со скидкой будет выбрана, и он подорожает на 300. Но если относиться к покупке билетов как к спорту, а сезон не самый горячий, то почему бы и нет? Сорок старушек по рублю - и на велосипед хватит. Динамика курсов в интернетах доступна.
Пару раз мне казалось, что именно очистка браузера помогла снизить цены на билеты чуть ли не на 3..5%, позавчера - не сэкономила ни цента. Возможно, некоторые билетопродавцы действительно пытаются влиять на недостаточно решительных покупателей, одновременно подстегивая их решиться, и стрясая с них лишнюю двадцатку, а то и сороковник, а может быть курсы плясали. На такой незначительной выборке выводы делать нельзя, тем не менее, если цены как-то по долларцу-пять-двадцать подрастают, перед тем как выкладывать деньги, почистить все, что можно почистить, не повредит.

3. Зависимость цены билетов от дня и времени вылета.
На многих маршрутах значительная часть пассажиров летит по работе. Командировочные как правило улетают "туда" во вторник-среду, обрано - в четверг-пятницу, реже субботу. Кстати сказать, деловые маршруты часто несимметричные. В одном направлении больше поток в начале недели (ходоки в столицы и крупные деловые центры, и наоборот, инспекторы в шахтерско-заводские зажопья), обратно - в конце. Пятница и суббота так же время когда улетают навещать родственников или на отдых (добрав к неделе отдыха субботу и воскресенье), поэтому самые дорогие билеты почти всегда в пятницу, самые дешевые на "деловых" маршрутах - воскресенья, на очевидно не-деловых - вторники и среды, реже четверги, те же воскресенья.
Так же и по времни вылета есть более и менее популярные маршруты. Например, командировочные обычно стараются прилететь на место рано утром чтобы не потерять рабочий день, а вылетают обратно вечером. Соответственно, для Киева самыми загруженными будут ранние утренние рейсы в Европу (они же нужны и тем, кто собирается лететь дальше через Атлантику), а из Торонто в Европу наоборот, не слишком поздно вечером (ночь укорачивается в полете навстречу солнцу вдвое). Учитывая, что аэропорты практически всегда ограничены по пропускной способности, на многих направлениях бывают более дорогие рейсы, на которые скидок не бывает почти никогда. То же верно и для железных дорог.
Планируя путешествия часто приходится расчитывать поездки на целое число недель (или плюс полнедели, если скидки есть и на воскресенье, и на среду), и уж точно надо всячески избегать необходимости выезжать во вторую половину дня пятницы.

Чем искать и у кого покупать.
На вкус и цвет.
Я ищу в первую очередь Каяком (дает матрицу 7 на 7 дней), но проверяю и expedia, flight hub, sky scanner. У всех есть свои достоинства и свои слабые места. Обязательно проверяю сайты потенциально попутных авиакомпаний (в последнюю неделю - UIA, Air Transat, Condor, KLM, в предыдущие годы +LOT, BA, Lufthansa, Air Canada, WestJet и т.д.).
Покупать билеты иногда выгоднее у авиакомпаний, иногда у агрегаторов типа Expedia или Flight Hub, пару раз брал и через турбюро в Торонто с приличным собственным поисковиком, раз платил посреднику в Калгари чтобы они купили мне "неудобные" билеты, которые я Каяком нашел, но не мог сам выкупить у British Airways.

Чего точно не нужно делать - брать билеты у тех же агрегаторов, позвонив им по телефону. Их агентам совершенно невыгодно тратить время на поиски лучших вариантов, зато оператор Flight Hub-а не постеснялся накрутить сверху примерно 200 долларов (на 4 разных билетах). Сразу спросил на какую сумму я расчитываю, но это его не остановило.
Есть прекрасные компаниии, иметь дела с которыми не стоит. Имен - полон интернет, как и первые строки выдачи того же Каяка. К счастью, отзывы нашедших себе проблемы в интернетах в изобилии.

Наврняка что-то забыл, но уже второй час ночи, голова не варит.

З.Ы. Время вылета и Джет-лаг.
Терпеть не могу вылетать рано утром из Украины. Чтобы попасть на борт, вылетающий даже в 7 часов, вставать нужно до рассвета. Таких билетов я стараюсь избегать, особенно когда лечу с ребенком. Вылетающие ближе к полудню имеют еще и то преимущество, что поздние рейсы из Западной Европы прилетают к нам позже вечером, что позволяет не мучаясь до заката сразу лечь спать. Обратно большая часть рейсов разумно летит сквозь ночь, и получающаяся последовательность короткий день-очень короткая ночь-(короткий) день переносится нормально, спать ложишься вовремя, и на Европейское время я всегда перехожу легче, чем обратно.

З.З.Ы. Летать в Западную Канаду лучше непосредственно из Европы - так маршрут короче (по карте кажется, что не важно, но по глобусу короче прилично, а возможно, что и с целью обеспечения безопасности трансатлантические рейсы отклоняются к северу), чем с пересадкой в Торонто или Монреале, и уж тем более, в NY. Обратно - не имееет большого значения, потому что лишнее время в полете "удлиняет ночь", а не и без того бесконечный день.

З.З.Ы. Одна из главных причин связываться в "простыми" рейсами - большая гибкость. ПС-перевозчики почтив сегда дают лучшую цену на билеты туда-обратно на больших расстояниях с пересадками, но если хочется путешествовать "open jaw" (прилетать в один город, улетать из другого, что позволяет сэкономить время на возвращении в начальную точку путешествия), цены на билеты обычно становятся... негуманными.
Сейчас мы воткнулись в необходимость брать билеты в один конец потому, что когда один из нам мелкого отвозит, а второй - забирает, купить мелкому отдельный билет через обычную систему продажи билетов оказалось невозможно (слишком мал чтобы лететь самому, до опции "с сопровождением" добраться не удалось, по телефону вопрос не мог решиться на протяжении трех часов, + нам самим удобнее лететь Калгари-Киев-"Европа"-Калгари, а не Калгари-Киев(+ Киев-Европа-Киев)-Калгари.)


cross post from https://ugputu.dreamwidth.org/

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
ellenwisdom
Apr. 19th, 2018 05:02 am (UTC)
А стоит ли попробовать новую исландскую компанию Wow?
ugputu
Apr. 19th, 2018 05:13 am (UTC)
Вот этого я точно не знаю.
Предыдущий мой опыт с исландцами был отвратительным (дорогая и невкусная еда и в самолете, и в Кефлавике рано утром).
Но вдруг новая будет хороша?
iren_k
Apr. 19th, 2018 06:02 am (UTC)
Спасибо, возьму на заметку. Еще слышала, что в Европе в понедельник после обеда - вторник утром чаще билеты со скидками появляются. По результатам недельной аналитики загрузки рейсов в авиакомпаниях.
ugputu
Apr. 19th, 2018 11:31 am (UTC)
Возьму на заметку. Хотя, если честно, я почти уверен в том, что система подстройки цен на билеты работает по большей части автоматически, с минимальным вмешательством живых операторов.
iren_k
Apr. 19th, 2018 02:34 pm (UTC)
Ессно автоматически, там типа частные лица по выходным билеты бронировать любят, а командировочные после планерки по понедельникам. Вот и логично пересчитывать после этого всплеска заказов.

Edited at 2018-04-19 05:35 pm (UTC)
ugputu
Apr. 19th, 2018 03:02 pm (UTC)
Скажем, после ожидаемого, но несостоявшегося всплеска заказов. Иначе цены бы поднимались, а не опускались.
iren_k
Apr. 20th, 2018 07:21 am (UTC)
Да, они плану ожидания соответствовать должны. И там, где больше плана, и рейс уже прибыльный цена накручивается, а где ниже - дыру заткнуть пытаются.
ugputu
Apr. 20th, 2018 12:00 pm (UTC)
Тут до жирафа дошло, что эти скидки должны быть на билеты на ближайшие две-три недели максимум...
snake_d_ha
Apr. 19th, 2018 09:09 am (UTC)
Спасибо. А там в прошлой записи было еще насчет Гугля?
ugputu
Apr. 19th, 2018 11:33 am (UTC)
В комментариях. Я им еще не пользовался. Попробую когда определюсь каким будет маршрут между Киевом и Веной.
yagal
Apr. 20th, 2018 01:54 am (UTC)
Отличный пост, полезная информация.
mijas
Apr. 28th, 2018 06:08 pm (UTC)
Лет пять-десять назад моим любимым поисковиком билетов был тоже Kayak. Но несколько лет назад перешёл на google flights. Обновлённая его версия (пару месяцев назад обновился) теперь тоже включает матрицу тоже где-то 7х7 - то, что мне не хватало в гугле, и что было удобно в каяке.
ugputu
Apr. 28th, 2018 06:28 pm (UTC)
Попробую при случае.
( 13 comments — Leave a comment )